В соответствии с принятым в России федеральным законом об основах охраны здоровья высокотехнологичная медицинская помощь (далее ВМП), являющаяся частью специализированной медицинской помощи, существенно отличается особенностями своей организации, контингентом пациентов, применяемыми медицинскими технологиями и высокими ресурсными (стоимостными) затратами.
В законе дано следующее определение ВМП (см. ст. 34 № 323-ФЗ): «Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники».
Порядок формирования перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (т.е. Министерством здравоохранения РФ), включает, в том числе предельные сроки, по истечении которых виды высокотехнологичной медицинской помощи включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением специализированной информационной системы в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (№ 326-ФЗ) определил поэтапное изменение финансирования ВМП, заменив, традиционный источник финансирования – бюджеты всех уровней (в основном – Федеральный бюджет) на средства обязательного медицинского страхования.
Изменение источника финансирования, опробованное в 2014 году, позволило выявить существенные риски для медицинских организаций, основная деятельность которых состояла исключительно из высокотехнологичной помощи. Это в первую очередь федеральные клиники и научно-исследовательские институты, финансируемые в основном из федерального бюджета. Напротив, для медицинских организаций, чья основная функция определялась специализированной медицинской помощью, финансируемой за счет территориальных программ ОМС, изменение источника финансирования дало положительный стимул к развитию ВМП, как правило, на региональном уровне, что полностью соответствовало принятой в России концепции максимального повышения доступности новых технологий для граждан России, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию. Многие пациенты смогли получить жизненно необходимую им высокотехнологичную помощь не только в плановом порядке, не выезжая за пределы региона, но и при экстренных и неотложных состояниях, когда спасти жизнь и впоследствии обеспечить возврат пациента к приемлемому состоянию здоровья можно было, буквально, в считанные часы.