Статья поступила 12.01.2025 г. Статья одобрена к публикации 02.02.2025 г.
Согласно положениям законодательства, под образовательными услугами понимаются услуги, которые оказываются организациями в ходе осуществления образовательной деятельности, т.е. деятельности по воспитанию и обучению (ст. 779 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [1; 2]. Электронное обучение (далее — ЭО) рассматривается, как организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку с помощью информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Между тем, можно согласиться с мнением, что ЭО не всегда является дистанционным. Следует отметить, что ДОТ, прежде всего, подразумевают использование образовательных технологий, реализуемых, в первую очередь, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, что может характеризоваться наличием определённого расстояния между обучающимися и педагогами.
ЭО в обязательном порядке подразумевает использование баз данных учебной, справочной или методической информации, информационных технологий, направленных, например, на непрерывное освоение материала, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей в процессе оказания образовательных услуг. При реализации ДОТ предполагается, что преподаватель и студент должны взаимодействовать между собой в различных формах и видах, в некоторых случаях без возможного личного контакта. Следовательно, одной из основных особенностей или характеристик ЭО состоит в возможности изучать учебный материал с помощью «реальных», «живых» преподавателей, находясь на любом расстоянии от них [6, c. 82–88]. Обеспечение же взаимодействия между преподавателем и обучающимся, особенно, когда оно является отложенным во времени и на расстоянии, в режиме реального времени посредством использования ИТС является обязанностью организации. При этом правовое регулирование подобных отношений с учетом социальной важности института образования должно осуществляться как на уровне государства, так и на уровне локальных актов образовательной организации.