По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.02 DOI:10.33920/nik-02-2505-02

Оказание образовательных услуг с применением дистанционных образовательных технологий: особенности правового регулирования в современных условиях*

Марьина Анастасия Александровна кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции АНО ВО «Московский международный университет» 125040, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 17, Эл. адрес: marina.a.a@inbox.ru

В статье анализируются особенности правового регулирования оказания образовательных услуг с применением дистанционных образовательных технологий. Показано, что в последние несколько лет при оказании образовательных услуг получили большее распространение такие формы и средства обучения, как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ), чему несомненно способствовали меры, направленные на борьбу коронавирусом. В настоящее время трудно назвать учебное заведение, которое никоим образом не использует ДОТ при оказании образовательных услуг, что, в свою очередь, порождает большое количество споров о качестве оказываемых услуг, о правах, обязанностях, ответственности сторон, а также о достаточности правового регулирования этой сферы.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

3. Федеральный закон от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 1 (часть I). Ст. 19.

4. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 42. Ст. 7514.

5. Письмо Минпросвещения России от 31.01.2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий») // Вестник образования России. № 6. Март, 2022.

6. Шевцова Г.А. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузах // Делопроизводство. — 2021. — № 1. — С. 82–88.

1. Civil Code of the Russian Federation (part two) of 26.01.1996 No. 14-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. 1996. No. 5. Art. 410.

2. Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 53 (part 1). Art. 7598.

3. Federal Law of 29.12.2022 No. 572-FZ "On the Implementation of Identification and (or) Authentication of Individuals Using Biometric Personal Data, on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Recognizing as Invalid Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2023. No. 1 (Part I). Art. 19.

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of 11.10.2023 No. 1678 "On approval of the Rules for the application of e-learning, distance educational technologies in the implementation of educational programs by organizations carrying out educational activities" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2023. No. 42. Art. 7514.

5. Letter of the Ministry of Education of Russia dated 31.01.2022 No. DG-245/06 "On the submission of methodological recommendations" (together with the "Methodological recommendations for the implementation of additional general educational programs using e-learning and distance educational technologies") // Bulletin of Education of Russia. No. 6. March, 2022.

6. Shevtsova G.A. Implementation of educational programs using e-learning and distance educational technologies in universities // Document Management. — 2021. — No. 1. — P. 82–88.

Статья поступила 12.01.2025 г. Статья одобрена к публикации 02.02.2025 г.

Согласно положениям законодательства, под образовательными услугами понимаются услуги, которые оказываются организациями в ходе осуществления образовательной деятельности, т.е. деятельности по воспитанию и обучению (ст. 779 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [1; 2]. Электронное обучение (далее — ЭО) рассматривается, как организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку с помощью информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Между тем, можно согласиться с мнением, что ЭО не всегда является дистанционным. Следует отметить, что ДОТ, прежде всего, подразумевают использование образовательных технологий, реализуемых, в первую очередь, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, что может характеризоваться наличием определённого расстояния между обучающимися и педагогами.

ЭО в обязательном порядке подразумевает использование баз данных учебной, справочной или методической информации, информационных технологий, направленных, например, на непрерывное освоение материала, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей в процессе оказания образовательных услуг. При реализации ДОТ предполагается, что преподаватель и студент должны взаимодействовать между собой в различных формах и видах, в некоторых случаях без возможного личного контакта. Следовательно, одной из основных особенностей или характеристик ЭО состоит в возможности изучать учебный материал с помощью «реальных», «живых» преподавателей, находясь на любом расстоянии от них [6, c. 82–88]. Обеспечение же взаимодействия между преподавателем и обучающимся, особенно, когда оно является отложенным во времени и на расстоянии, в режиме реального времени посредством использования ИТС является обязанностью организации. При этом правовое регулирование подобных отношений с учетом социальной важности института образования должно осуществляться как на уровне государства, так и на уровне локальных актов образовательной организации.

Для Цитирования:
Марьина Анастасия Александровна, Оказание образовательных услуг с применением дистанционных образовательных технологий: особенности правового регулирования в современных условиях*. Ученый совет. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: