Опубликованная в № 3 за 2020 г. журнала «Генеральный директор…» статья А.Н. Фомина «Бесцеховое производство как ответ на вызовы технологической революции 4.0» вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, похвально огромное желание автора найти универсальное решение всех проблем России в виде бесцеховой системы управления, а с другой стороны, возникает масса вопросов: возможно ли это в принципе? какие ограничения имеет та же бесцеховая система?
Коротко повторим, что бесцеховая система управления предполагает качественные изменения схемы организации людей в процессе производства, объединяя их фактически в один большой цех, когда все процессы выстраиваются в одну линию. Правильно будет называть такую схему работ не бесцеховая, а одноцеховая структура. При этом, по мнению г-на Фомина, достигается наиболее естественный, рациональный и в этом смысле правильный способ соединения людей и оборудования при производстве общественно полезного продукта. Экономически значимым результатом такого соединения является высокий уровень производительности труда предприятия, намного (?) превосходящий аналогичный показатель при цеховой организации производства.
Бесцеховая система управления предполагает качественные изменения схемы организации людей в процессе производства, объединяя их фактически в один большой цех, когда все процессы выстраиваются в одну линию. Правильно будет называть такую схему работ не бесцеховая, а одноцеховая структура.
В самом общем виде коренные различия цеховой и бесцеховой структур заключаются в том, что цеховая структура — это управление объектами в виде цехов, каждый из которых представляет собой отдельный участок общего технологического процесса, а бесцеховая структура — это управление горизонтальными, сквозными процессами — от начальной точки до конечного продукта.
Заметим, что автор явно лукавит, считая цех автономным хозяйством, совмещающим в себе функции управления оборудованием (1), обеспечения его работоспособности (2), планирования и координации работ (3), ремонта оборудования (4) и т. п. Цех никогда не был автономным хозяйством и всегда был задействован в общей цепочке создания ценностей для потребителя. Тем более, цех никогда не мог самостоятельно планировать свою работу и координировать ее в масштабах предприятия, управлять оборудованием и его ремонтом и т. д. Всегда на предприятии были и есть службы главных специалистов: маркетолога, конструктора, экономиста, плановика, технолога, механика, энергетика и т. д., которые отвечали каждый за свой участок работы. Еще есть закупки, продажи, IT-блок и другие важные участки. И это правильно, поскольку работа шла на результат, который создавался совместными усилиями цехов и служб предприятия. Тем более, когда на предприятии существует несколько технологических переделов, обеспечивающих постепенное преобразование сырья в готовую продукцию. В этом и есть коренное отличие цеховой от бесцеховой структуры управления.