Офшорная зависимость российской экономики проявляется в большой доле офшорных компаний в экспорте и импорте России. Следует отметить, что эту зависимость трудно подтвердить статистическими данными из-за политики конфиденциальности, проводимой в отношении бенефициаров в офшорных зонах, но по официальным подсчетам Tax Justice Network (TJN)1 , с начала 90-х годов из Российской Федерации в офшорные юрисдикции было выведено более 800 млрд долл. (примечание: общий объем денежных средств, хранящихся на банковских счетах в офшорах, TJN оценивает в 21–32 трлн долл)2 .
Отток капитала из России, к счастью, снизился в 2016 году и по предварительным данным ЦБ РФ составил всего 15,4 млрд долл. Это существенно ниже, чем в 2015 году (56,9 млрд. долл.). В следующие годы в базовом сценарии ЦБ РФ ожидает следующие цифры по оттоку:
— 2017 — $ 13 млрд;
— 2018 — $ 22 млрд;
— 2019 — $ 21 млрд.
Значительный отток капитала происходит в офшорные зоны. Поскольку офшорный бизнес в РФ весьма развит (имеется в виду не на территории, а скорее среди российских предпринимателей), то в офшорных схемах используется большое число различных офшорных зон. Офшорные юрисдикции из первого и второго эшелонов применяются для создания офшорных компаний (и проведения внешнеэкономических операций с их участием), а в «неклассических» офшорах большей «популярностью» пользуется приобретение недвижимости и хранение средств на банковских счетах. В первом случае можно назвать такие юрисдикции, как Британские Виргинские острова, Панама, Кипр, Бермудские острова, а во втором — Нидерланды, Швейцария, Люксембург, Ирландия и Великобритания.
Кипр, к примеру, до 2013 года являлся наиболее известной офшорной зоной для российского предпринимателя, и этому есть несколько причин:
— после вступления страны в ЕС в 2004 году налоговое и валютное законодательство государства было приведено в соответствии с требованиями ЕС в норму (с сохранением некоторых налоговых льгот для компаний-нерезидентов; взимаемые налоги повысились, но относительно незначительно, что позволяло создавать офшоры именно на территории Кипра), и сделки, совершаемые через офшоры, зарегистрированные на Кипре, приобрели вид международных сделок. Более того, это повысило международную привлекательность страны во внешнеэкономических операциях и снизило «подозрительность» таможенных органов по отношению к компаниям, зарегистрированным там;