По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Оформление экспозиции с помощью света в Зале золота в Национальном музее Казахстана

Наталья Головина г. Нур-Султан

Национальный музей Казахстана расположен в городе Нур-Султане, он был открыт для публики в 2014 году в рамках государственной программы «Культурное наследие». В составе музея семь тематических залов, среди которых — Зал золота, представляющий двухуровневое пространство, поделенное на два зала. Верхний зал уступает по качеству восприятия среди публики нижнему по ряду причин: он не имеет определенной тематической направленности, внутри него без определенного принципа представлены разновременные экспонаты разного масштаба: от комплексных реконструкций до ювелирных украшений. Дополнительную проблему создает световой шум, являющийся особенностью дизайна интерьера зала и мешающий полноценному просмотру экспозиции.

Литература:

1. Altynbekova E.K. Improvement of experience perception by means of exhibition design and lighting in a Gold museum // Central Asian Journal of Art Studies. — 2019. — № 1. — С. 38–49.

2. Ананьев В.Г. История зарубежной музеологии: идеи, люди, институты. — М.: Памятники исторической мысли, 2018.

3. Онегин Н.С. «Музейная реконструкция» в музеологии // Вестник СПбГИК. — 2018. — № 2 (35), июнь. — С. 130–136.

4. Бакушкина Е.С. Архитектура современных музейных зданий. Формирование смысловых моделей // Вестник КемГУКИ. — 2016. — № 34. — С. 102–108.

5. Алтынбеков К. Возрожденные сокровища Казахстана: реставрация как возрождение. — Алматы: Остров Крым, 2014.

6. Волкова Е.В. Концептуализация музейного дизайна: основные подходы // Общество. Среда. Развитие. — 2017. — № 4. — С. 82–88.

7. Алтынбеков К. Уржарская жрица: история возрождения уникальной находки. — Алматы: Остров Крым, 2018.

8. Открытие выставки «Золото скифов». — 2017 [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.cultural.kz/ru/news/view?id=2420 (дата обращения: 22.02.2021).

9. Майстровская М.Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств) // Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.А. Никишин. — М.: НИИ культуры, 1989. — С. 50–65.

Световой шум создается за счет ярко подсвеченных стен по длинным сторонам помещения, оформленных декоративными трехмерными элементами из каленого стекла, дополнительно отражающими и преломляющими свет. Из-за этих особенностей посетители не могут полноценно рассмотреть экспонаты внутри витрин. Такое интерьерное решение в выставочном зале создает эффект яркого солнца за окнами, для другого помещения оно могло бы стать ярким акцентом, однако в музее эффект становится неуместным и отвлекающим.

Ощущение открытого пространства и эффект воздуха, наполненного солнцем, создают в зале особую атмосферу, однако внимание посетителей непосредственно от экспозиции отвлекается. Длинные стены Зала золота подсвечиваются от пола до потолка, и их свечение оказывается существенно ярче освещения внутри витрин с экспонатами, создает визуальный дискомфорт.

В результате посетителям приходится возле каждой витрины искать такую позицию, которая позволит им рассмотреть экспонат с минимальным количеством бликов, многим приходится щуриться в поисках интересного элемента экспозиции, искусственно создавать тень, приближаться к витринам вплотную. Большинство посетителей зала отмечали дискомфорт, вызываемый слепящим светом стен, отсутствие визуальной коммуникации с экспонатами. Экспозиция была оформлена таким способом, что визитер с трудом запоминал информацию, она не вызывала появления интереса к истории. Время пребывания посетителей в зале было одним из самых коротких по сравнению с другими залами — ощущая визуальный дискомфорт, они старались быстрее покинуть помещение.

Ситуацию в музее удалось изменить во время подготовки реэкспозиции для временной выставки, открывшейся в начале 2019 года. Была проведена масштабная работа по повышению качества восприятия экспозиции и пространства зала через решение следующих задач:

- изменение концепции освещения, борьба со световым шумом;

- выделение смыслового и концептуального центра экспозиции;

- демонтаж декоративных стеклянных элементов, не несущих смысловой нагрузки;

Для Цитирования:
Наталья Головина, Оформление экспозиции с помощью света в Зале золота в Национальном музее Казахстана. Музей. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: