По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Официальная помощь развитию как экономический инструмент «мягкой» силы Японии

Мищенко Яна Вадимовна канд. экон. наук, преподаватель, МГУ им. М. В. Ломоносова, старший научный сотрудник, Институт Дальнего Востока РАН, 117997, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 32, E-mail: yanamischenko@gmail.com

В статье рассматривается, как Япония — одна из наиболее успешных стран в мире по применению стратегий «мягкой» силы в своей внешней политике — использует экономический механизм официальной помощи развитию развивающимся странам в качестве одного из наиболее эффективных механизмов продвижения свой «мягкой» силы в мире. На примере взаимодействия Японии со странами Юго-Восточной Азии в исторической ретроспективе и Африканского континента на рубеже XX–XXI вв. и в начале XXI в., показано, как Япония, оказывая официальную помощь развития этим странам, умело и дипломатично добивается осуществления своих стратегических целей, зачастую лежащих в области торговой политики во взаимоотношениях с этими странами.

Литература:

1. Ковригин Е. Б. Развивающиеся страны АТР и японская помощь развитию: 1990–2000-е годы // Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе. — М., 2009. — С. 177–199.

2. Мищенко Я. В. Япония и Азиатско-Тихоокеанский регион: проблемы и перспективы энергетического сотрудничества: Дисс. … канд. экон. наук. Институт стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 2014. — 258 с.

3. Родин А. Р. Японо-африканские отношения: становление и тенденции современного развития: Дисс. … канд. ист. наук. Институт Африки РАН. — М., 2016. — C. 95–96 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://inafran.ru/sites/default/files/page_file/disser.rodin_.pdf (дата обращения: 12.05.2018).

4. Стрельцов Д. В. Официальная помощь развитию — важнейший инструмент внешней политики Японии // Внешняя политика Японии. История и современность. — М., 2008. — С. 257–277.

5. Япония будет активно содействовать развитию Африки как одного из двигателей мирового роста. ТАСС, 03.06.2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/592218 (дата обращения: 10.03.2018).

6. Abe dangles $30 billion at africa leaders in Nairobi in counter to China. The Japan Times, 28.08.2016. — URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2016/08/28/ national/politics-diplomacy/abe-dangles-30-billion-africa-leaders-nairobi-counterchina/#.WyInECMS_GI (date of access: 12.03.2018).

7. China biggest rival as Japan seeks to tap African resources. The Japan Times, 30.05.2018. — URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2013/05/30/national/chinabiggest-rival-as-japan-seeks-to-tap-african-resources/#.WyHuCSMS86g (date of access: 18.03.2018).

8. The Soft Power 30. — URL: https://softpower30.com/wp-content/ uploads/2017/07/The-Soft-Power-30-Report-2017-Web-1.pdf (date of access: 28.06.2018); Россия впервые вошла в топ-30 стран «мягкой силы». РБК, 14.06.2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://softpower30.com/wp-content/ uploads/2017/07/The-Soft-Power-30-Report-2017-Web-1.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

9. The Soft Power 30. A Global Ranking of Soft Power 2017. USC Center on Public Diplomacy. Portland. — URL: https://softpower30.com/wp-content/ uploads/2017/07/The-Soft-Power-30-Report-2017-Web-1.pdf (date of access: 29.06.2018).

В 1990 г. американский политолог и профессор Гарвардского университета Джозеф Най в своей книге «Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской власти»1 использовал впервые прочно укоренившийся сегодня в мировой политологии термин «мягкая» сила. Если раньше, вплоть до фактически середины XX в., в качестве «эффективного» и действенного способа достижения своих национальных государственных целей, стратегических задач и интересов многие страны нередко прибегали к военным вторжениям и развязываниям войн, то Вторая мировая война стала определенным переломом в сознании людей и политиков всего мира, сформировала понимание, что войны губительны и нужно делать все возможное, чтобы их избегать, потому что последствия войны ужасны для всех ее участников — и для победителей, и для проигравших. А учитывая, что со второй половины XX в. мир стал ядерным, угроза новых масштабных войн представляется особенно страшной и непоправимой. После Второй мировой войны все мироустройство, создание ООН и сети ее институтов были направлены на то, чтобы выработать такой новый эффективный механизм международного взаимодействия между странами, чтобы при столкновении национальных интересов, которые так или иначе неминуемы, избегать развязывания открытых вооруженных конфликтов и создать способы достижения странами своих внешнеполитических и экономических интересов невоенными способами. Вероятно, поэтому концепция «мягкой» силы Дж. Ная, то есть способности стран достичь желаемого, не принуждая партнера, а посредством убеждения и использования во внешнеполитических связях привлекательности собственного образа, буквально «попала в точку», в мейнстрим главного принципа мировой политики со времен Второй мировой войны — недопущения войн. «Мягкая» сила стала своеобразным противопоставлением «жесткой» силе, которая опирается традиционно на военную и экономическую мощь государств, то есть так или иначе подразумевает некоторую угрозу для стран, которые в чем-либо решат противоречить такому более мощному государству. «Мягкая» сила в качестве основных ресурсов использует культуру, политические ценности страны (как правило, демократические, так как именно они считаются наиболее привлекательными с точки зрения прав человека и современных ценностей), эффективную внешнюю политику.

Для Цитирования:
Мищенко Яна Вадимовна, Официальная помощь развитию как экономический инструмент «мягкой» силы Японии. Международная экономика. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: