В 1990 г. американский политолог и профессор Гарвардского университета Джозеф Най в своей книге «Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской власти»1 использовал впервые прочно укоренившийся сегодня в мировой политологии термин «мягкая» сила. Если раньше, вплоть до фактически середины XX в., в качестве «эффективного» и действенного способа достижения своих национальных государственных целей, стратегических задач и интересов многие страны нередко прибегали к военным вторжениям и развязываниям войн, то Вторая мировая война стала определенным переломом в сознании людей и политиков всего мира, сформировала понимание, что войны губительны и нужно делать все возможное, чтобы их избегать, потому что последствия войны ужасны для всех ее участников — и для победителей, и для проигравших. А учитывая, что со второй половины XX в. мир стал ядерным, угроза новых масштабных войн представляется особенно страшной и непоправимой. После Второй мировой войны все мироустройство, создание ООН и сети ее институтов были направлены на то, чтобы выработать такой новый эффективный механизм международного взаимодействия между странами, чтобы при столкновении национальных интересов, которые так или иначе неминуемы, избегать развязывания открытых вооруженных конфликтов и создать способы достижения странами своих внешнеполитических и экономических интересов невоенными способами. Вероятно, поэтому концепция «мягкой» силы Дж. Ная, то есть способности стран достичь желаемого, не принуждая партнера, а посредством убеждения и использования во внешнеполитических связях привлекательности собственного образа, буквально «попала в точку», в мейнстрим главного принципа мировой политики со времен Второй мировой войны — недопущения войн. «Мягкая» сила стала своеобразным противопоставлением «жесткой» силе, которая опирается традиционно на военную и экономическую мощь государств, то есть так или иначе подразумевает некоторую угрозу для стран, которые в чем-либо решат противоречить такому более мощному государству. «Мягкая» сила в качестве основных ресурсов использует культуру, политические ценности страны (как правило, демократические, так как именно они считаются наиболее привлекательными с точки зрения прав человека и современных ценностей), эффективную внешнюю политику.