По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Один из символов России: история, современность, мастерство

В сознании обывателя гжель — это нечто монолитное, единое и бело-синее. Мало кто знает, что на самом деле Гжель — это прежде всего точка на карте в 60 км от Москвы, много веков славившаяся своими гончарными традициями. А сейчас это куст из почти двух десятков деревень, где с разным успехом производят фарфор более или менее крупные предприятия и кустари.

Действующих предприятий, производящих фарфор, на данный момент в Гжели четыре. Два из них находятся в Федеральном перечне предприятий народных художественных промыслов, поскольку выпускают аттестованные изделия признанного художественного достоинства. Именно эти два предприятия — АО «Гжельский фарфоровый завод» и ООО «Галактика и компания» — вкладывают силы и средства в развитие кадров, аккумулируют у себя знания о стилистических особенностях гжели, традиционных видах росписи и технологиях производства.

Крупнейший производитель региона — АО «Гжельский фарфоровый завод». На клейме — шатровая церковь Георгия Победоносца, построенная в XIX веке на средства фарфористов Кузнецовых, и «1818» — год основания завода. Именно на месте современного Гжельского фарфорового завода стояло первое предприятие основателя династии — Якова Васильевича Кузнецова. Его потомки создадут настоящую фарфоровую империю с целой сетью заводов в разных губерниях. Но исток был и навсегда останется в Гжели.

Кузнецовская гжель резко отличается от белосинего фарфора, к которому мы привыкли. В музеях можно увидеть сервизы в надглазурной (краски поверх глазури) цветной росписи с золотым пестрением. Зеленый, красный, голубой, розовый — все эти цвета встречаются на гжели XIX века. А майолика и фаянс более ранних периодов вообще отличались особой яркостью подглазурных красок, которые не потускнели до сих пор. Большую коллекцию цветной гжели можно найти в Государственном Историческом музее.

В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ: «Во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». А известен Гжельский гончарный регион еще со времени Ивана Калиты. Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными, что позволяло им совершенствоваться в своем ремесле.

Сначала над созданием будущего фарфорового изделия работает художник, делая карандашные наброски и выбирая из них лучший. Затем создается пробный образец, с которого отливаются гипсовые формы. В случае со сложными изделиями они могут состоять из нескольких частей. По ним изготавливается разъемная гипсовая форма для литья.

Для Цитирования:
Один из символов России: история, современность, мастерство. Современная торговля. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: