По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85 DOI:10.33920/nik-02-2106-07

Одежда средневекового крестьянина: от повседневной функциональности — к определению сословной принадлежности. К дискуссии о происхождении моды

Сапожникова Виктория Станиславовна выпускница аспирантуры Московского гуманитарного университета, ученый-исследователь, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: sivika@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6811-4846

В статье показано, что по вопросу о времени и факторах зарождения моды существует ряд противоречивых точек зрения. В теории моды существует ряд устоявшихся концепций относительно вопроса происхождения моды. Согласно первой точке зрения, мода зародилась на заре капиталистической эры, она связана напрямую с процессами торговли, урбанизации, роста числа городов и появлением массовой демократичной культуры, формирующей определенные установки, в том числе моду. Согласно другой, мода успешно развивалась и в рамках традиционного общества, в границах дворцовой культуры, в среде аристократии и знати. Существует и третья позиция, где мода отождествляется с одеждой в целом, что позволяет говорить о ее зарождении на заре формирования человечества. В статье аргументируется положение о том, что в традиционном обществе, особенно в крестьянской среде, мода возникнуть не могла, что позволяет говорить о ее зарождении только в рамках индустриализма.

Литература:

1. Гечи А. Новое время: три решающих момента в пересечении искусства и моды. Мода и искусство / Под ред. Гечи Адам, Караминас Вики. — М: Новое литературное обозрение, 2015. — 272 с. — С. 80.

2. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М.: Искусство, 1981. — 359 с.

3. Гуревич А Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — M.: Искусство, 1990. — 396 с.

4. Конец моды. Одежда и костюм в эпоху глобализации / Под ред. Адама Гечи, Вики Карамарис. — М.: Новое литературное обозрение, 2020. — 288 с. — С. 14.

5. Костина А.В. Устная, письменная и экранная культура: особенности языка и мышления [Текст] / А.В. Костина // Ученый совет. — 2019. — № 8. — С. 58–66.

6. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1966.

7. Липовецкий Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 336 с.

8. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: в 4 томах. — Т. 1. — М.: Академия Моды, 1993. — 543 с.

9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали: пер. с польск. / Общ. ред. А.А. Гусейнова; Вступ. ст. А.А. Гусейнова и К.А. Шварцман. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.

10. Рокамора А. Одевая город: Париж, мода и медиа / Пер. с англ. К. Гусаровой. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 224 с.

11. Сапожникова В.С. Появление моды как социокультурного феномена // Художественное образование и наука. — Российская государственная специализированная академия искусств. — 2021. — № 1 (26). — С.80–87.

12. Свенсер Л. Философия моды / Пер. с норвежского А. Шипунова. — М.: Прогресс — Традиция, 2007. — 256 с.

13. Стил В. Мода. Мода и искусство / Под ред. Гечи Адам, Караминас Вики. — М: Новое литературное обозрение, 2015. — 272 с.

14. Уилсон Э. Облаченные в мечты: мода и современность [Текст] / Элизабет Уилсон; [пер. с англ. Е. Демидовой, Е. Кардаш, Е. Ляминой]. — Москва: Новое литературное обозрение, 2012. — 287 с.

1. Gechi A. Novoye vremya: tri reshayushchikh momenta v peresechenii iskusstva i mody. Moda i iskusstvo / Pod red. Gechi Adam, Karaminas Viki. — M: Novoye literaturnoye obozreniye, 2015. — 272 s. — S. 80.

2. Gurevich A.YA. Problemy srednevekovoy narodnoy kul'tury. — M.: Iskusstvo, 1981. — 359 s.

3. Gurevich A YA. Srednevekovyy mir: kul'tura bezmolvstvuyushchego bol'shinstva. — M.: Iskusstvo, 1990. — 396 s.

4. Konets mody. Odezhda i kostyum v epokhu globalizatsii / Pod red. Adama Gechi, Viki Karamaris. — M.: Novoye literaturnoye obozreniye, 2020. — 288 s. — S. 14.

5. Kostina A.V. Ustnaya, pis'mennaya i ekrannaya kul'tura: osobennosti yazyka i myshleniya [Tekst] / A.V. Kostina // Uchenyy sovet. — 2019. — № 8. — S. 58–66.

6. Kibalova L., Gerbenova O., Lamarova M. Illyustrirovannaya entsiklopediya mody. — Praga: Artiya, 1966.

7. Lipovetskiy ZH. Imperiya efemernogo. Moda i yeye sud'ba v sovremennom obshchestve. — M.: Novoye literaturnoye obozreniye, 2012. — 336 s.

8. Mertsalova M.N. Kostyum raznykh vremen i narodov: v 4 tomakh. — T. 1. — M.: Akademiya Mody, 1993. — 543 s.

9. Ossovskaya M. Rytsar' i burzhua. Issledovaniya po istorii morali: per. s pol'sk. / Obshch. red. A.A. Guseynova; Vstup. st. A.A. Guseynova i K.A. Shvartsman. — M.: Progress, 1987. — 528 s.

10. Rokamora A. Odevaya gorod: Parizh, moda i media / Per. s angl. K. Gusarovoy. — M.: Novoye literaturnoye obozreniye, 2017. — 224 s.

11. Sapozhnikova V.S. Poyavleniye mody kak sotsiokul'turnogo fenomena // Khudozhestvennoye obrazovaniye i nauka. — Rossiyskaya gosudarstvennaya spetsializirovannaya akademiya iskusstv. — 2021. — № 1 (26). — S.80–87.

12. Svenser L. Filosofiya mody / Per. s norvezhskogo A. Shipunova. — M.: Progress — Traditsiya, 2007. — 256 s.

13. Stil V. Moda. Moda i iskusstvo / Pod red. Gechi Adam, Karaminas Viki. — M: Novoye literaturnoye obozreniye, 2015. — 272 s.

14. Uilson E. Oblachennyye v mechty: moda i sovremennost' [Tekst] / Elizabet Uilson; [per. s angl. Ye. Demidovoy, Ye. Kardash, Ye. Lyaminoy]. — Moskva: Novoye literaturnoye obozreniye, 2012. — 287 s.

Вопрос о зарождении моды как специфического социокультурного феномена не утрачивает своей актуальности. Более того, в настоящее время историки моды возвращаются к пересмотру устоявшихся позиций. Так, искусствовед, профессор лондонского колледжа моды Элизабет Уилсон в своей работе «Облаченные в мечты. Мода и современность» отметила, что общепринятая точка зрения о возникновении моды в границах индустриального общества сегодня устарела [14, c. 30]. Данное мнение разделяют и другие исследователи, в первую очередь историки костюма, профессионалы модной индустрии, практики моды. Их основополагающая установка такова: «История моды практически так же стара, как и история костюма», а расплывчатое, эфемерное высказывание «таинственный язык моды» [7, c. 24] в данном случае обретает свои четкие границы в выражении «живой язык одежды» [6, c. 12].

Однако с точки зрения теории культуры, представляется необходимым обратиться не к отдельным ярким примерам, которые можно трактовать различным образом, в том числе как доказательства наличия моды как устойчивой тенденции, а к типологическим признакам культуры в целом того или иного периода развития. Именно они и помогут определить границы возможного функционирования феномена моды. В связи с этим проанализируем процесс функционирования одежды в границах традиционной культуры. Конечно, одежда, как и все феномены средневековой традиционной культуры, хоть и весьма медленно, но видоизменялась, определяя идентичность ее владельца и его принадлежность к определенной социальной группе, семейное положение, профессиональный статус. Однако в целом главной установкой этого типа общества была установка на воспроизводство образцов деятельности, уже апробированных опытом и бывших в практике.

Традиционная культура объединяла всех членов коллектива общими ценностями, механизмами жизнедеятельности, социальными связями, выступала как регулятор основных аспектов жизнедеятельности, формировала уклад жизни всех членов общины и специфику их взаимодействий; диктовала правила поведения внутри группы и за ее пределами, определяла формы и виды хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, тип семейных отношений, создавая правила воспитания детей, устройство жилища, вырабатывая и закрепляя особенности пищевого поведения, язык, систему знаний и представлений, фольклор как знаково-символическое выражение традиции и многое другое [5, c. 58–66]. Естественно, что этим законам традиционности подчинялась и одежда, которая определялась принадлежностью к сословию и была обусловлена как статусом, так и основным типом деятельности его представителей. Соответствие определенному облику позволяло маркировать каждого представителя этого общества — феодала-рыцаря [9], представителя церковного братства или крестьянина.

Для Цитирования:
Сапожникова Виктория Станиславовна, Одежда средневекового крестьянина: от повседневной функциональности — к определению сословной принадлежности. К дискуссии о происхождении моды. Ученый совет. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: