— Михаил Федорович вы совмещаете пост директора Федерального научно-исследовательского социологического центра, ведущего научного учреждения в сфере социологии, и руководство социологическим факультетом, который располагается в здании ФНИСЦ. Расскажите, пожалуйста, как такая близость — академической науки и образования — сказывается на жизни исследовательского центра и на учебе студентов?
— Полагаю, что очень правильно, положительно сказывается. Как известно, Огюст Конт, один из создателей социологии, считал, что она венчает собой пирамиду научных дисциплин, потому что собирает в себе достижения других наук и занимается, возможно, самым сложным объектом — человеческим обществом. Это означает, что ей присуща, что называется, врожденная академичность, научность, которой не избегнуть даже тогда, когда проводишь достаточно простое исследование. Можно испортить социальное исследование, но невозможно избежать в нем общей научной рефлексии, теоретизирования, если хотите. Известный социолог-методолог Артур Стинчкомб говорил о том, что теория начинается уже там, где сходятся две переменные, где разные стороны общественной жизни обнаруживают связанность и комплексность. Поэтому для студентов, обучающихся общественным наукам, особенно важно с самого начала, с младых ногтей включаться в научную деятельность, причем в ее продвинутых формах. А такое возможно только в Академии наук. Ничего не хочу плохого сказать о наших ведущих университетах, они делают свое дело, готовят специалистов, но ведь это разные вещи: готовить специалистов и приобщать студентов к науке, причем не в понарошечных эрзац формах, а в настоящих исследованиях со свойственным им сложным дизайном.
В идеале наш вуз ориентирован на подготовку ученых, но надо признать, что решить эту задачу сложно. Многие студенты приходят на факультет, полагая, что это — обычный вуз, похожий на другие и лишь территориально приближенный к Академии. Такое отношение — не запретительная установка, мы понимаем проблемы учебного процесса и радуемся успехам студентов, каковы бы ни были их конечные ценности. Студенты получают дипломы — и идут в жизнь, наполненную сугубо практическими смыслами. Но нам важно, чтобы среди студентов были и те, кто «очарован» наукой, и кто вопреки всем сложностям готов продолжать обучение. Если таких не будет, то не будет и науки в России, она себя не воспроизведет в следующем поколении.