По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630.377

Обзор устройств, улучшающих топливную экономичность автотранспортных средств

Чернов А.Е. Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва, E-mail: chernov@mail.ru

Проведен теоретический анализ энергетических установок автомобиля и алгоритмов работы систем электроснабжения, направленных на повышение топливной экономичности. Рассмотрена эффективность использования топлива в традиционных, электрических и гибридных автотранспортных средствах. Указаны пути перспективного развития автотранспортной отрасли с точки зрения совершенствования систем энергоснабжения.

Литература:

1. Чернов А.Е., Акимов  А.В., Кротов  А.Н. Многофункциональный регулятор напряжения для генераторных установок нового поколения // Известия МГТУ «МАМИ». – 2010. – № 2 (10) (Разработка алгоритма и схемы многофункционального регулятора напряжения).

2. Чернов А.Е., Сугробов А.М. Основные особенности современных гибридных автомобилей  // Грузовик.  – 2010.  – №  6 (Разработка классификационной схемы современных гибридных автомобилей).

3. Энергетическая эффективность. Состав показателей [Текст]  / ГОСТ Р 51541-99.

4. Чернов А.Е., Буренков К.Э., Купеев Ю.А., Агафонов А.Н. Интегрированный стартер-генератор  – основа перспективных конструкций автомобиля  // Автотракторное электрооборудование.  – 2001. – № 3–4 (Расчет основных размеров и разработка алгоритма работы интегрированного стартер-генератора).

5. Чернов А.Е., Набоких В.А., Буренков К.Э., Стрекозин А.М. Конструктивные особенности статоров автомобильных генераторов  // Электрооборудование автомобилей и  тракторов, сборник научных трудов 74. – 1988 год. – М.: НИИАЭ, 1988 (Проведение эксплуатационных и лабораторных испытаний).

6. Чернов  А.Е., Буренков  К.Э. Автоматизация выбора исходной характеристики автомобильного вентильного генератора // Труды НИИАЭ. – 1990. – № 68 (Разработка алгоритма расчета).

7. Чернов А.Е., Сугробов А.М. Интеллектуальные системы электроснабжения автотранспортных средств // Грузовик. – 2010. – № 4 (Разработка алгоритмов работы интеллектуальных систем электроснабжения).

8. Чернов А.Е., Буренков К.Э., Еремин А.А., Турок Г.И. Основные конструктивные параметры современных автомобильных регуляторов напряжения  // Электрооборудование автомобилей и тракторов, сборник научных трудов 74. – 1988 год. – М.: НИИАЭ, 1988 (Проведение эксплуатационных и  лабораторных испытаний).

9. Чернов А.Е., Набоких В.А., Буренков К.Э., Стрекозин А.М. Конструктивные особенности статоров автомобильных генераторов  // Электрооборудование автомобилей и  тракторов, сборник научных трудов 74. – 1988 год. – М.: НИИАЭ 1988 (Проведение эксплуатационных и лабораторных испытаний).

10. Чернов А.Е., Набоких В.А., Буренков К.Э., Стрекозин А.М. Конструктивные особенности автомобильных компакт-генераторов зарубежных фирм // Электрооборудование автомобилей и тракторов, сборник научных трудов 74. – 1988 год. – М.: НИИАЭ, 1988 (Проведение эксплуатационных и лабораторных испытаний).

В настоящее время для снижения токсичности отработавших газов и расхода топлива автотранспортных средств (АТС) применяются следующие технические решения:

  • применение электропривода (электромобили);
  • применение гибридного привода (гибридные автотранспортные средства);
  • оптимизация работы систем электрооборудования, оказывающих влияние на расход топлива двигателя внутреннего сгорания.

Наряду с  преимуществами электромобилей и гибридных АТС, наиболее важными из которых являются экологические показатели и  экономичность. Однако они имеют и  существенные недостатки, а именно:

  • малый запас хода без участия первичного двигателя;
  • проблемы с аккумуляторными батареями, возникающие в процессе эксплуатации и утилизации (большая величина тока саморазряда, зависимость напряжения от температуры, небольшой срок службы);
  • сложная конструкция гибридных автомобилей (количество узлов и  агрегатов больше, чем в традиционных автомобилях);
  • большая масса по сравнению с АТС традиционной конструкции;
  • высокая стоимость и  сложность ремонта.

Кроме того, в противовес мнению о высокой экономичности электромобилей, анализ показывает, что энергия топлива, используемого на электростанциях, используется для движения АТС всего на 15% и менее. Это связано с потерей энергии в линиях электропередачи, трансформаторах, преобразователях, зарядных устройствах для АБ, в самих АБ, электромашинах, а также в тормозах при отсутствии рекуперации энергии. Для сравнения – двигатель внутреннего сгорания (ДВС) в оптимальном режиме преобразует в механическую энергию около 40% химической энергии топлива. При этом не следует забывать, что суммарная мощность двигателей всех автомобилей намного превышает мощность всех электростанций мира.

По нашему мнению, которое основано на результатах многолетних исследований, АТС, относящиеся к первой и второй группам, в течение будущих 20–30 лет не найдут широкого распространения. Это подтверждают и  объемы производства электромобилей и гибридных АТС в мире. Например, в 2017 г. суммарный объем производства автомобилей с электрическим и гибридным приводом от общего объема составляет: Японии  – 16%; США  – 10%; страны ЕЭС – 8%.

Для Цитирования:
Чернов А.Е., Обзор устройств, улучшающих топливную экономичность автотранспортных средств. Главный энергетик. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: