По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Обзор опыта субъектов РФ по совершенствованию системы оплаты труда социальных работников

Кушнир Александр Борисович канд. экон. наук, начальник Управления заработной платы и доходов населения
Сковпень Виктория Александровна канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник, ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России, г. Москва

C точки зрения действующего законодательства, регионы России имеют свободу в выборе систем оплаты труда работников. Статья посвящена исследованию отличительных особенностей систем оплаты труда социальных работников учреждений социального обслуживания населения в разных субъектах РФ.

Анализ регионального опыта по совершенствованию системы оплаты труда социальных работников проводился исходя из 5 критериев1:

• в зависимости от численности получателей социальных услуг;

• в зависимости от предоставляемых социальных услуг;

• в зависимости от трудового стажа;

• в зависимости от условий трудовой деятельности (городская, сельская местность);

• в зависимости от других критериев.

В большинстве субъектов РФ (63 субъекта РФ) приняты нормативы по численности обслуживаемых на одного социального работника. Данные нормативы утверждены, как правило, специальным постановлением или приказом органов исполнительной власти субъектов РФ, и в ряде субъектов РФ носят общий характер, а в некоторых субъектах РФ дифференцируется для социальных работников в зависимости от того, где они работают – в сельской или городской местностях, в условиях наличия или отсутствия коммунально-бытового благоустройства (Томская, Саратовская, Орловская, Псковская, Московская области и др.).

В частности, в Оренбургской области нагрузка на одного социального работника определяется руководителем учреждения в пределах установленного диапазона (от 8 до 12 обслуживаемых лиц) с учетом территории обслуживания, компактности проживания обслуживаемых, частоты посещения, характера и количества оказываемых социальных услуг, степени развития на территории обслуживания сети предприятий торговли, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, транспортных связей в пределах рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и трудовым договором.

Нормативы численности для города составляют в основном 10–12 обслуживаемых на одного социального работника, для сельской местности – 6–8 обслуживаемых. Хотя встречаются и более низкие значения, например, в Ярославской, Самарской, Московской областях – 8 обслуживаемых в городской местности и 4 – в сельской местности на одного социального работника. В Камчатском крае норматив на одного социального работника составляет 9 человек обслуживаемых в городской местности и 5 человек в сельской местности, а при обслуживании лиц, проживающих в домах с печным отоплением, – 4 человека. При обслуживании граждан, не способных к самообслуживанию, норматив составляет 5 человек в городской местности края и 3 человека в сельской местности. В Белгородской области также предусмотрен дифференцированный подход к количеству получателей социальных услуг в зависимости от состояния их здоровья, предусматривающий три уровня, и соответственно численность обслуживаемых на одного социального работника, осуществляющего обслуживание на дому, составляет:

Для Цитирования:
Кушнир Александр Борисович, Сковпень Виктория Александровна, Обзор опыта субъектов РФ по совершенствованию системы оплаты труда социальных работников. Вопросы трудового права. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: