Статья подготовлена и финансируется в рамках исполнения государственного задания Минобрнауки России в сфере научной деятельности № FSSW-2023-0003 «Методология адаптации публичных и корпоративных финансов к принципам зеленой экономики».
Современное мировое сообщество сталкивается со множеством глобальных проблем, требующих порой незамедлительного вмешательства. Устойчивое развитие и ESG-повестка становятся ключевыми не только для бизнеса, но и для общества в целом. Вместе с тем согласованная идеология на уровне ООН, являющаяся базой для вырабатываемой странами политики устойчивого развития, носит рекомендательный характер и лишь обрисовывает общие контуры поведения. В Европе нормативное регулирование этой сферы наиболее комплексное и жесткое. В России оно только формируется. В связи с чем актуальность исследования механизмов реализации повестки устойчивого развития в Российской Федерации не вызывает сомнений. При этом под устойчивым развитием мы понимаем развитие, отвечающее потребностям настоящего времени без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
В связи с этим, на наш взгляд, особое внимание следует уделять интерпретации терминов «устойчивое развитие» и «ESG-повестка». Несмотря на то что данные понятия являются близкими по значению и составным компонентам, они не тождественны. Для данного исследования разграничение данных терминов является особенно важным, так как ESG-повестка не может являться объектом государственного финансового контроля, что связано с самой сущностью ESG-показателей — они являются характеристикой управленческой деятельности в рамках деятельности компании, которые позволяют инвесторам выявить потенциальные риски и возможности для построения инвестиционной стратегии.
Методология и методы исследования: исследование основывалось на аналитическом и эмпирическом подходах, абстрактно-логических методах структурирования информации, системном и комплексном анализе имеющихся данных, а также на общенаучных логических приемах и методах изучения; информационную базу исследования составили нормативные документы и договоры международно-правового характера, нормативно-законодательная база Российской Федерации. В исследовании использовались официальные данные Организации Объединенных Наций, годовая ежегодная финансовая отчетность и отчетность в области устойчивого развития, труды российских и зарубежных ученых, обзорноаналитические материалы, опубликованные в сети Интернет и периодической печати. Особая роль уделена анализу международных стандартов в области устойчивого развития, нормативно-правовой базе и стратегическим документам, администрирующим устойчивое развитие в Российской Федерации.