По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630*37:004

Обзор конструктивных решений защитных устройств кабин лесных машин

Скобцов И. Г. Петрозаводский государственный университет, кафедра «Транспортные и технологические машины и оборудование»
Куницкая О.А. Арктический государственный агротехнологический университет, кафедра «Технология и оборудование лесного комплекса», e-mail: ola.ola07@mail.ru

Работа лесных машин характеризуется достаточно сложными условиями эксплуатации. При сильно пересеченной местности и транспортном режиме она часто сопряжена с потерей устойчивости и возникновением такой аварийной ситуации, как опрокидывание в результате заноса при повороте, падение колеса в яму, наезд на выступ, съезд в кювет и т. п. В статье выполнен анализ конструктивных решений защитных устройств кабин лесных машин, предназначенных для защиты операторов от осколков отстрела пильной цепи, опрокидывания машины, попадания в кабину лесоматериалов, чрезмерной вибрации и шумовой нагрузки. Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства».

Литература:

1. Рынжа С. Г., Мурашкин Н.В., Патякин В.И., Григорьев И.В., Жукова А.И., Григорьева О.И., Беленький Ю.И. Кузин А.А. Методология экономической оценки мероприятий по улучшению условий труда механизаторов лесозаготовительных машин. — СПб.: СПбГЛТА, 2007. — 180 с.

2. Рудов С.Е., Григорьев И.В. Правила эффективной эксплуатации форвардеров // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы седьмой Всероссийской национальной научнопрактической конференции с международным участием. — Петрозаводск, 2021. — С. 166–168.

3. Григорьева О.И., Давтян А.Б., Гринько О.И., Войнаш С.А. Концепция универсальной машины для выполнения лесохозяйственных работ и тушения лесных пожаров // Машиностроение: новые концепции и технологии. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. — Красноярск, 2020. — С. 45–49.

4. Григорьева О.И., Давтян А.Б., Гринько О.И. Перспективы импортозамещения в производстве лесохозяйственных и лесопожарных машин в России // Лесоэксплуатация и комплексное использование древесины. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — Красноярск, 2020. — С. 66–69.

5. Григорьев И.В., Григорьева О.И. Лесозаготовительные машины на экскаваторной базе // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2018. — С. 45–46.

6. Григорьева О.И. Эффективность транспортно-технологических систем для лесного хозяйства // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. ред. Н.С. Захаров. — 2018. — С. 79–83.

Перед рассмотрением конструктивных решений защитных устройств кабин лесных машин уточним терминологический аппарат. Как известно, все машины, конструктивно предназначенные для работы в лесу, вне зависимости от выполняемых ими технологических операций, класса тяги, типа движителя и т. д., называются лесными машинами. Они в обязательном порядке имеют системы защиты, способные защитить оператора в случае чрезвычайного происшествия, свойственного работе конкретной машины, — осколков отстрела пильной цепи, опрокидывания машины, попадания в кабину лесоматериалов и т. д. Часть лесных машин, конструктивно предназначенных для валки деревьев, — валочные, валочно-пакетирующие, харвестеры и т. д. называются лесозаготовительными машинами.

Повышение энергонасыщенности лесных машин, увеличение рабочих скоростей выполнения технологических и транспортных операций влечет за собой интенсификацию труда оператора, работа которого сопровождается воздействием не только вибрации, шума, вредных примесей в воздухе, сильного мышечного и нервно-эмоционального напряжения, но и риска нанесения повреждений в случае опрокидывания управляемой им машины или падения на ее кабину спиленного дерева [1, 2].

С целью улучшения условий труда и для повышения безопасности во всех развитых странах были введены требования по установке на тракторах (колесных и гусеничных) защитных кабин и устройств [3, 4].

Установка защитных кабин, оснащение их средствами нормализации микроклимата и оборудованием, улучшающим условия работы и повышающим безопасность труда, а также шумоизоляция кабин привели к значительному увеличению их массы (она составляет 5–10 % массы машины). Таким образом, при разработке кабин рациональных конструкций оказалось необходимым решать противоречивые задачи. С одной стороны, повышение прочности для защиты оператора при опрокидывании машины или падении дерева приводит, как правило, к увеличению ее массы и размеров поперечных сечений несущих элементов каркаса. С другой стороны, вследствие необходимости повышения долговечности кабины, снижения динамических нагрузок на раму машины и экономических требований следует снижать металлоемкость конструкции, а для выполнения требований по обзорности — уменьшать поперечные размеры несущих элементов каркаса.

Для Цитирования:
Скобцов И. Г., Куницкая О.А., Обзор конструктивных решений защитных устройств кабин лесных машин. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: