По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.072.1 DOI:10.33920/sel-10-2511-01

Обзор и особенности эксплуатации систем автопилотирования с искусственным интеллектом

Титова Е. В. студент 3-го курса Института механики и энергетики им. В. П. Горячкина, ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева

Автономные тракторы с системами компьютерного зрения представляют перспективное направление в точном земледелии. В работе приведен обзор принципов работы систем автономной навигации тракторов с использованием искусственного интеллекта и технического зрения. Представлены современные решения и технологии (спутниковая RTK-навигация, сенсорные системы), а также данные, подтверждающие экономию топлива до 7 % за счет оптимизации маршрутов и устранения перекрытий. Рассмотрены примеры внедрения систем, а также текущие проблемы (зависимость от условий, необходимость обучения моделей, высокая стоимость) и возможные пути их решения. Результаты исследования демонстрируют, что интеграция ИИ-навигации и компьютерного зрения позволяет значительно повысить точность и продуктивность полевых работ, снизить затраты и обладает высоким потенциалом для дальнейшего развития.

Литература:

1. Трухачев В. И. Развитие автотракторного машиностроения на современном этапе / В.И. Трухачев, О. Н. Дидманидзе, Р.С. Федоткин // Чтения академика В. Н. Болтинского: Сборник статей, Москва, 17–18 января 2024 г. — М.: Российский государственный аграрный университет, Сам Полиграфист, 2024. — С. 32–42.

2. Современная агроинженерия / В. И. Трухачев, О. Н. Дидманидзе, М.Н. Ерохин и др. — М.: Мегаполис, 2022. — 413 с. ISBN 978-5-6049928-2-1.

3. Предпосылки создания сельскохозяйственного трактора с гибридным и электрическим приводом / О. Н. Дидманидзе, Р. С. Федоткин, В. А. Крючков и др. // Транспортное дело России. — 2024. — № 1. — С. 307–311.

4. Федоткина Д. С. Особенности применения беспилотного транспортного средства в логистике сельскохозяйственного производства / Д. С. Федоткина // Чтения академика В. Н. Болтинского: Сборник статей научно-практической конференции, посвященный 90-летию Шарова Н. М., Москва, 23–24 октября 2024 г. — М.: Сам Полиграфист, 2024. — С. 418–424.

5. 6 уровней автопилотирования транспортно-технологических машин в сельском хозяйстве / П. Жунисбеков, Т. Ы. Маткеримов, А. А. Солнцев и др. // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. — 2023. — № 2 (66). — С. 1130–1138. DOI: 10.56634/16948335.2023.2.1130-1138.

6. Малогабаритные транспортнотехнологические средства сельскохозяйственного назначения / Р. С. Федоткин, В. А. Крючков, Д. М. Дудин и др. // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2025. — № 4. — С. 40–50. DOI: 10.33920/sel-10-2504-03.

7. Ненайденко А. С. Дорожные испытания системы управления движением колесной машины на тракторе МТЗ-80.1 / А. С. Ненайденко, В. И. Поддубный, Р. Р. Байбасаров // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2018. — № 6 (164). — С. 156–160.

8. Фейгин Г. А. Способы определения пятна контакта автотракторной техники / Г. А. Фейгин, Д. М. Дудин // Научный форум: Экономика, управление и цифровые технологии в АПК2024: Сборник трудов, приуроченных к Международной научно-практической студенческой конференции, Москва, 20 ноября 2024 г. — М.: Российский государственный аграрный университет, 2024. — С. 332–337.

9. Федоткин Р. С. Адаптивная трансмиссия для средств малой механизации / Р.С. Федоткин, Д.В. Анашин, Д. М. Дудин // Чтения академика В. Н. Болтинского: сборник статей, Москва, 22–23 января 2025 г. — М.: Сам Полиграфист, 2025. — С. 333–340.

10. Особенности воздействия на почву колесным движителем сельскохозяйственных тракторов / О.Н. Дидманидзе, Р.С. Федоткин, В.А. Крючков и др. // Чтения академика В.Н. Болтинского: сборник статей, Москва, 22–23 января 2025 г. — М.: Сам Полиграфист, 2025. — С. 348–354.

11. Транспорт в агропромышленном комплексе: Учебник / О. Н. Дидманидзе, Н. Н. Пуляев, А. А. Солнцев и др. — М.: Российский государственный аграрный университет, 2024. — 474 с.

12. Мониторинг состояния дорожного покрытия с помощью получаемой информации от объектов движения / Р. Н. Егоров, Н. Н. Пуляев, Д. А. Москвичев и др. // Чтения академика В.Н. Болтинского: сборник статей, Москва, 22–23 января 2025 г. — М.: Сам Полиграфист, 2025. — С. 188–193.

13. Сытьков И.С. Устойчивость как показатель безопасности перевозки сельскохозяйственной продукции / И. С. Сытьков, Д. С. Федоткина // Чтения академика В. Н. Болтинского: Сборник статей, Москва, 22–23 января 2025 г. — М.: Сам Полиграфист, 2025. — С. 325–330.

14. Дидманидзе О.Н. Испытания электрического транспортно-технологического средства сельскохозяйственного назначения по оценке потребительских свойств / О. Н. Дидманидзе, Р. С. Федоткин, В. А. Крючков // Проблемы машиностроения и автоматизации. — 2024. — № 4. — С. 4–15. — DOI: 10.52261/02346206_2024_4_4.

15. Искусственный интеллект в системе агродронов / Р.С. Федоткин, В.А. Крючков, К. В. Пихаленко и др. // Чтения академика В. Н. Болтинского: сборник статей, Москва, 22–23 января 2025 г. — М.: Сам Полиграфист, 2025. — С. 355–361.

16. Ненайденко А.С. Математическое моделирование движения машиннотракторного агрегата в горизонтальной плоскости / А. С. Ненайденко, В. И. Поддубный // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2022. — № 7 (213). — С. 108–116. DOI: 10.53083/1996-4277-2022-213-7-108-116.

Сельское хозяйство сталкивается с множеством трудностей — от необходимости повышения производительности для обеспечения продовольственной безопасности до дефицита квалифицированной рабочей силы в сельских регионах. Одновременно растет потребность в снижении затрат и минимизации потерь ресурсов при обработке полей. Традиционные методы управления техникой часто приводят к перекрытиям обработанных полос и пропускам, снижая эффективность использования топлива, удобрений и семян. В этих условиях автоматизация сельскохозяйственной техники стала одной из ключевых тенденций развития агропромышленного комплекса [1].

Так, системы автоматического вождения (автопилоты) уже используются более чем на половине посевных площадей основных культур и демонстрируют множество преимуществ: снижение энергозатрат (топлива), уменьшение расхода агрохимикатов за счет повышения точности, уменьшение уплотнения почвы и снижение утомляемости операторов [1, 2].

Применение GPS-навигации в сочетании с бортовыми компьютерами позволяет сельхозтехнике работать с высокой точностью и воспроизводимостью маршрутов.

Одновременно развитие методов искусственного интеллекта открыло новые возможности для еще более точного и умного управления техникой: тракторы, оснащенные датчиками и камерами, способны самостоятельно ориентироваться на местности, распознавать препятствия и оптимизировать траекторию движения в реальном времени.

Эти технологии формируют основу концепции точного земледелия и умных фермерских хозяйств, позволяя добиваться максимальной отдачи при минимальных затратах ресурсов.

Однако для широкого внедрения полностью автономных тракторов необходимо преодолеть ряд технических и практических препятствий. К ним относятся: обеспечение достаточной точности навигации в реальных полевых условиях (неровный рельеф; отсутствие четких ориентиров); надежная работа систем в любых погодных условиях и при различном освещении; гарантированное обнаружение препятствий (животных, людей, посторонних объектов) для безопасности; а также экономическая целесообразность внедрения таких решений. Настоящее исследование посвящено анализу современных достижений в области автопилотируемых тракторов с системами компьютерного зрения, а также в оценке их эффективности (точности и экономии топлива) и рассмотрению проблем и перспектив внедрения.

Для Цитирования:
Титова Е. В., Обзор и особенности эксплуатации систем автопилотирования с искусственным интеллектом. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: