По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630.383 (075.8)

Обзор безопасности дорожного движения на лесовозных автомобильных дорогах

Злобина Н.И. Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова, кафедра организации перевозок и безопасности движения
Зеликов В.А. Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова, кафедра организации перевозок и безопасности движения
Григорьева О.И. Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова, кафедра лесоводства, e-mail: grigoreva_o@list.ru
Гурьев А.Ю. Арктический государственный агротехнологический университет, кафедра технологии и оборудования лесного комплекса

Лесозаготовительные предприятия имеют разветвленную, постоянно меняющуюся сеть лесовозных автомобильных дорог, поэтому требуется проведение постоянного контроля за состоянием лесовозных автомобильных дорог, находящихся в эксплуатации. В статье, на основании анализа методов оценки эксплуатационного состояния лесовозных автомобильных дорог, показано, что существующие методы оценки состояния лесовозных автомобильных дорог позволяют определить отдельные показатели, не дающие комплексной оценки безопасности дорожного движения и эксплуатационных качеств лесовозной автомобильной дороги, а разработанные методы, требующие определения отдельных показателей, являются трудоемкими и требуют значительных затрат времени.

Литература:

1. Боровлев А.О. Оценка плавности лесовозных автомобильных дорог / А.О. Боровлев, А.В. Скрыпников, В. Г. Козлов, В.В. Никитин, А.Н. Брюховецкий, Н.Н. Булыгин // Теория и практика инновационных технологий в АПК. Материалы национальной научно-практической конференции. — Воронеж, 2021. — С. 371–381.

2. Влияние погодно-климатических факторов на системы комплекса «водитель — автомобиль — дорога — среда» / В. Г. Козлов, А.В. Скрыпников, М.А. Абасов, В.В. Никитин, В.В. Самцов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. — 2019. — №1. — С. 30–36.

3. Курьянов В.К. Методика расчета допускаемых скоростей на участках с ограниченной видимостью в профиле / В.К. Курьянов, О.Н. Бурмистрова, А.В. Скрыпников // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологий, параметров оборудования и систем управления лесного комплекса: межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2000. — С. 65–69.

4. Дорохин С.В. Повышение эффективности пассивной безопасности на участках лесовозных автомобильных дорог / С.В. Дорохин [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1–1. — С. 90.

5. Имитационная модель функционирования лесовозной автомобильной дороги / В.В. Никитин, В. Г. Козлов, А.Ю. Арутюнян, М. М. Умаров // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. — 2016. — Т. 20, №2. — С. 167–172.

6. Курьянов В.К. Анализ расчетных и экспериментальных данных по допускаемым скоростям движения / В. К. Курьянов, О.Н. Бурмистрова, А. В. Скрыпников // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологий, параметров оборудования и систем управления лесного комплекса: межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2000. — С. 70–75.

7. Козлов В. Г. Влияние постоянных параметров плана и профиля дороги на скорость движения при различных состояниях поверхности.

8. Козлов В. Г. [и др.] // Роль аграрной науки в развитии АПК РФ: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 105-летию ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I». — 2017. — С. 87–95.

9. Курьянов В.К. Лесотранспорт как система «водитель — автомобиль — дорога — среда»: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки дипломированного специалиста 250400 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», по специальности 250401 «Лесоинженерное дело» / В.К. Курьянов, А.В. Скрыпников, В.А. Борисов; под общей редакцией профессора А.А. Камусина. — Москва: Московский государственный университет леса, 2010.

10. Курьянов В.К. Оценка показателей транспортно-эксплуатационных характеристик на сложных участках автомобильных дорог / В.К. Курьянов [и др.] // Информационные технологии моделирования и управления. — 2008. — №1 (44). — С. 103–106.

11. Курьянов В.К. Механические свойства и методы оценки прочности нежестких дорожных одежд / Курьянов [и др.] // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологий, параметров оборудования и систем управления лесного комплекса: межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2005. — С. 122–126.

12. Курьянов В.К. Обоснование стратегии стадийного повышения эксплуатационно-экологического уровня лесовозных автомобильных дорог / В.К. Курьянов, А.В. Скрыпников, В.А. Допперт // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. — 2009. — №2. — С. 91–93.

13. Курьянов В.К. Особенности технико-экономических обоснований при вариантном проектировании автомобильных дорог высших технических категорий / В.К. Курьянов [и др.] // Природопользование: ресурсы, техническое обеспечение: межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия. Российская академия естествознания, 2004. — С. 216–221.

14. Курьянов В.К. Оценка безопасности движения при использовании автомобилями ширины проезжей части горных дорог / В.К. Курьянов, А.В. Скрыпников, Ю.А. Поляков // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологий, параметров оборудования и систем управления лесного комплекса: межвузовский сборник научных трудов; под редакцией В.С. Петровского. — Воронеж: ВГЛТА, 2001. — С. 67–72.

15. Григорьев И.В., Куницкая О.А., Ланских Ю.В., Сандаков С.Ю., Просужих А.А., Рудов С.Е. Модернизация системы контроля давления в шинах лесных и сельскохозяйственных машин // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2021. — №2. — С. 21–30.

16. Григорьев И.В., Мануковский А.Ю., Федорова Т.Н. Технические решения для уменьшения расхода топлива и износа колес грузового автотранспорта // Энергоэффективность и энергосбережение в современном производстве и обществе. Материалы международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 109–114.

17. Григорьев И.В., Куницкая О.А. Современные способы сохранения колес грузового автотранспорта // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. редактор Н.С. Захаров. — 2020. — С. 126–129.

18. Добрецов Р.Ю., Григорьев И.В., Рудов С.Е., Тетеревлева Е.В., Чемшикова Ю. М. Увеличение подвижности гусеничных и колесных машин // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2019. — №11. — С. 4–10.

Проведенный анализ статистических данных показал, что в Российской Федерации в целом и на лесовозных автомобильных дорогах в частности наблюдается незначительное снижение показателей происшествий (рис. 1).

Каждое происшествие на дороге наносит тяжкий вред здоровью или жизни граждан, а также большой материальный ущерб. Страдают и гибнут дети, становятся на всю жизнь инвалидами, лишенными полноценного здорового образа жизни.

По статистическим данным службы ГИБДД Республики Коми, обобщенным на основе карточек учета ДТП, проведен анализ зависимости количества произошедших происшествий от различных факторов.

На рис. 2 показана диаграмма, отображающая виды ДТП, которые чаще всего встречались на автомобильных дорогах, включая лесовозные, в 2017–2020 гг. Как видно из диаграммы, преобладали такие виды происшествий, как столкновение транспортных средств (ТС) — 1226, наезд ТС на пешехода — 873 и опрокидывание ТС — 333 происшествия.

В регистрационной карточке каждого ДТП инспекторы ГИБДД указывают время происшествия. Это значение фиксируется с целью выявления аварийного периода времени суток. Так как количество автомобильного транспорта в ночное время очень сильно снижается, количество ДТП становится меньше в десятки раз. Анализ происшествий в зависимости от времени суток представлен на рис. 3. Как видно, наибольшее количество ДТП произошло в вечерние часы начиная с 17.00 до 19.00 часов (с 18.00 по 19.00 было совершено 11 654 происшествия). Это связано с окончанием рабочего дня и увеличением транспортного потока, со спешкой водителей, их невнимательностью и повышенной утомленностью.

Безопасность на автомобильных дорогах, и лесовозных автомобильных дорогах в частности, зависит от поведения водителей ТС и других участников дорожного движения, а также от технико-эксплуатационных качеств автомобильной дороги, независимо от того, лесовозная эта автомобильная магистраль или дорога общего пользования. Зачастую виновными в ДТП являются пешеходы (рис. 4), которые не учитывают тот факт, что автомобиль может появиться внезапно из-за другого ТС или поворота, и переходят проезжую часть, не убедившись в своей безопасности, считая при этом, что они всегда правы. Часто риск совершения ТС наезда увеличивается из-за невнимательности и недисциплинированности пешеходов.

Для Цитирования:
Злобина Н.И., Зеликов В.А., Григорьева О.И., Гурьев А.Ю., Обзор безопасности дорожного движения на лесовозных автомобильных дорогах. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: