Проведенный анализ статистических данных показал, что в Российской Федерации в целом и на лесовозных автомобильных дорогах в частности наблюдается незначительное снижение показателей происшествий (рис. 1).
Каждое происшествие на дороге наносит тяжкий вред здоровью или жизни граждан, а также большой материальный ущерб. Страдают и гибнут дети, становятся на всю жизнь инвалидами, лишенными полноценного здорового образа жизни.
По статистическим данным службы ГИБДД Республики Коми, обобщенным на основе карточек учета ДТП, проведен анализ зависимости количества произошедших происшествий от различных факторов.
На рис. 2 показана диаграмма, отображающая виды ДТП, которые чаще всего встречались на автомобильных дорогах, включая лесовозные, в 2017–2020 гг. Как видно из диаграммы, преобладали такие виды происшествий, как столкновение транспортных средств (ТС) — 1226, наезд ТС на пешехода — 873 и опрокидывание ТС — 333 происшествия.
В регистрационной карточке каждого ДТП инспекторы ГИБДД указывают время происшествия. Это значение фиксируется с целью выявления аварийного периода времени суток. Так как количество автомобильного транспорта в ночное время очень сильно снижается, количество ДТП становится меньше в десятки раз. Анализ происшествий в зависимости от времени суток представлен на рис. 3. Как видно, наибольшее количество ДТП произошло в вечерние часы начиная с 17.00 до 19.00 часов (с 18.00 по 19.00 было совершено 11 654 происшествия). Это связано с окончанием рабочего дня и увеличением транспортного потока, со спешкой водителей, их невнимательностью и повышенной утомленностью.
Безопасность на автомобильных дорогах, и лесовозных автомобильных дорогах в частности, зависит от поведения водителей ТС и других участников дорожного движения, а также от технико-эксплуатационных качеств автомобильной дороги, независимо от того, лесовозная эта автомобильная магистраль или дорога общего пользования. Зачастую виновными в ДТП являются пешеходы (рис. 4), которые не учитывают тот факт, что автомобиль может появиться внезапно из-за другого ТС или поворота, и переходят проезжую часть, не убедившись в своей безопасности, считая при этом, что они всегда правы. Часто риск совершения ТС наезда увеличивается из-за невнимательности и недисциплинированности пешеходов.