Женщины в России активно участвуют в создании и развитии бизнеса, занимаясь самыми разными видами деятельности: от сферы услуг до крупных компаний в области технологий, производства и торговли. Количество россиянок, которые ведут свой бизнес, достигло 1,75 млн. Это больше 40 % от всех индивидуальных предпринимателей в стране, говорится в исследовании Корпорации малого и среднего предпринимательства. Создание и управление собственным делом — задача не из простых, с ней справляются только самые талантливые, целеустремленные и решительные. На какие моменты стоит обращать внимание женщинам, владеющим бизнесом? Об этом рассказывает основатель и руководитель торговой компании Tkaniti Наталья Максимова, которая на примере своей компании показала, каким должен быть современный тканевый бизнес.
— Наталья, всего пять лет назад Вы основали собственную компанию, а сегодня работаете со всеми регионами России и странами СНГ. На что нужно обратить внимание начинающему руководителю, чтобы бизнес «пошел»?
— Прежде всего нужно выбирать бизнес с широкими перспективами по смежным направлениям и масштабированию. По этому принципу я выбрала ткани, к тому же мне нравится ими заниматься. Направление, конечно, должно быть востребованным. Поставьте себя на место клиента. В прошлом, будучи покупателем, я не могла получить элементарного комфорта при заказе тканей, и это контрастировало с моим пониманием того, какими должны быть цивилизованные покупки. Вот почему я захотела построить другую компанию на этом рынке и предложить прекрасной половине российского общества новый уровень обслуживания.
Успех в бизнесе требует определенных качеств и навыков: решительности, настойчивости, способности быстро адаптироваться к изменениям на рынке и в отрасли и т. д.
— В России почти 94 % позиций в советах директоров занимают мужчины — это последние данные исследования Российской экономической школы. Как Вы думаете, кому проще открывать свое дело — мужчине или женщине?
— Не вижу никакой разницы. Успех в бизнесе требует определенных качеств и навыков: решительности, настойчивости, способности быстро адаптироваться к изменениям на рынке и в отрасли и других качеств. Только это имеет значение.
— Вы представляете свой бизнес и в России, и за рубежом. Случалось ли вам лично сталкиваться со стереотипами в восприятии женщины-руководителя?
— За долгую карьеру как в найме, так и в собственном бизнесе мне не приходилось сталкиваться с такими проблемами. По моим ощущениям, российское общество достаточно зрелое, чтобы в первую очередь оценивать результаты работы. Я никогда не пыталась искусственно создать маскулинность, надевая мужские костюмы или демонстрируя мужское поведение среди коллег. Возможно, мне повезло, и вокруг меня всегда было умное общество.
— В успехе любого предприятия огромную роль играет команда. По какому принципу Вы ее формируете и как лучше мотивировать людей?
— В самом начале пути я определила для себя, что бизнес будет максимально облегчен с точки зрения разного рода иерархий, ручных операций. Автоматизация отменила потребность в раздутом штате менеджеров. Все делается с помощью программных продуктов. Мы нанимаем персонал только на ручные операции, которые нельзя выполнить без участия человека. Например, нарезать ткани или упаковать посылку. Основная масса сотрудников работает в Москве, поскольку здесь находятся наши склады. Удаленные функции — это IT, частично логистика, SMM. При приеме людей мы четко и честно описываем их обязанности, график труда и карьерные возможности. Принцип «сделал дело — гуляй смело» им нравится. Одним из моих подходов является соблюдение автономности каждого сотрудника, который отвечает за свой участок на 100 %. Я присутствую в офисе и на складах практически ежедневно, наблюдаю за ситуацией, но не вмешиваюсь, поскольку даю системе «дышать». Включаюсь только когда возникают проблемы. Не устраиваю планерок и подобных мероприятий, сотрудники ощущают одновременно ответственность и свободу. И каждый понимает, что конкретно он делает в компании, в чем его роль.
— На вашем рынке очень высокая конкуренция. Чему Вы обучаете сотрудников, чтобы быть впереди конкурентов?
— Я перфекционист, думаю, это один из факторов успеха. От сотрудников требую качественно выполнять свои обязанности, быть ответственными и соблюдать процесс. Если что-то идет не по плану, остановиться, при необходимости попросить помощи, но не халтурить ни в коем случае. Мы с самого начала заложили высокий стандарт обслуживания во всем, что делаем: что продаем, как отрезаем и упаковываем ткани, как общаемся с покупателями, и это должно быть неизменным.
С самого начала я сделала ставку на автоматизацию, и это себя оправдало: производительность труда выросла в пять раз, а объем бизнеса увеличился в три раза. При этом в штате прибавилось всего два сотрудника.
— Вы активно применяете автоматизацию и информационные технологии, ведь это влияет на эффективность бизнеса, иначе сложно выйти на международный уровень. А как выглядят результаты в цифрах?
— С самого начала я сделала ставку на автоматизацию, и это себя оправдало: производительность труда выросла в пять раз. Объем бизнеса увеличился в три раза, при этом в штате прибавилось всего два сотрудника — на том участке работы, где невозможно обойтись без ручного труда. Все остальные процессы мы эффективно перестроили за счет автоматизации и повышения производительности. Количество клиентов увеличилось в 2,3 раза; аудитория, которая смотрит, слушает нас в социальных сетях, достигает нескольких тысяч человек и постоянно растет. Фактически сейчас мы задаем цифровую повестку по качественно иной организации труда и обслуживанию покупателей на рынке тканей.
— Считается, что у руководителя должны быть только управленческие функции. Но Вы, например, всю креативную часть оставили за собой. Почему?
— Я предпочитаю лично заниматься креативом, так как считаю эту задачу самой тонкой и сложной. От того, как и что мы представляем покупателям, зависит прибыль и даже судьба компании. Мы уже пытались привлекать фотографов на аутсорсинг, но результаты меня не устроили. Покупатели ведь приходят не только за товаром, но и за атмосферой. Я до сих пор получаю отзывы о том, что моя манера говорить и богатый лексикон уникальны, и многие люди расслабляются, совершая покупки. В сочетании с интересными подборками товаров это делает нас особенными. Доверить это кому-то другому означало бы изменить наше лицо. Тем не менее сейчас я тестирую вариант личного помощника или нескольких — людей, которые будут понимать меня с полуслова и выполнять простые операции, чтобы максимально меня высвободить. Кроме того, изучаю возможности искусственного интеллекта и планирую использовать его для создания контента, чтобы увеличивать ежедневное предложение товаров.
Лидеру необходимы психологическая устойчивость, сильный характер и чувство юмора, чтобы противостоять постоянно возникающим трудностям. Наконец, обязательное условие лидерства — постоянное стремление к развитию.
— Как лидер команды Вы ведете ее к новым достижениям. Какие качества для этого необходимы?
— Прежде всего одержимость сделать нечто прекрасное, нужное, качественное, особенное, востребованное. Помимо этого, лидеру нужно мыслить масштабно. Например, сотрудник может не осознавать, что его добрые намерения, вызванные просьбой покупателя, приведут к нарушению технологического процесса, что, в свою очередь, создаст проблемы для других клиентов. Руководитель, видя такие ситуации, способен обеспечить баланс. В области стратегии он должен обладать интуицией, знаниями, глубокими навыками прогнозирования и широким кругозором. Это позволит ему понимать, как будет развиваться бизнес, какие вызовы его ждут, и быть готовым к изменениям. Также лидеру необходимы психологическая устойчивость, сильный характер и чувство юмора, чтобы противостоять постоянно возникающим трудностям. Наконец, обязательное условие лидерства — постоянное стремление к развитию. Многие люди с возрастом или после достижения определенного уровня теряют эту способность и становятся ленивыми.
— Сформулируйте универсальный принцип лидерства — не только для женщин, а для предпринимателей вообще. Что должно быть в его основе — развитие, команда, что-то другое?
— Основой я бы назвала страсть к делу, умноженную на способность меняться. Развитие, безусловно, важно, но уходит на второй план, если нет внутренней одержимости тем, что ты создаешь. Команда — это отражение ценностей ее лидера. Если вы сами горите своим делом, то и люди за вами пойдут. При этом лидеру важно быть гибким, уметь оценивать обстоятельства и принимать адекватные решения, а также понимать, что иногда стереотипы действительно важно разрушать.
СПРАВКА
Проект Tkaniti создан в 2020 г. Tkaniti — cовременный интернет-магазин итальянских тканей и фурнитуры. Проект задуман как сочетающий в себе уникальное товарное предложение и уникальный клиентский сервис. Для проекта был создан уникальный программный продукт, техническое решение, включающее в себя: базу данных, систему обработки платежей, интегрированную с операторами приемки платежей, систему учета и аналитики, систему взаимоотношений с клиентами (CRM), сайт, программы интеграции со сторонними платформами: Телеграм, СДЕК, мобильное приложение (в разработке). С момента запуска интернет-магазин демонстрирует динамичный рост, достигающий 33 % в год.