Дата поступления рукописи в редакцию: 19.07.2025
Дата принятия рукописи в печать: 12.08.2025
«Честный знак» является уникальной национальной системой цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Внедрение обязательной цифровой маркировки в пищевой промышленности реализовано на товарных группах таких, как молочная продукция, пиво и слабоалкогольные напитки, безалкогольные напитки, безалкогольное пиво, икра, растительные масла, корма для животных, консервы. Эксперимент по использованию указанной маркировки в ряде отраслей пищевой промышленности, проведённой официальным оператором — Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) выявил ряд вопросов, требующих решения. Для каждой отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности присущи особенности производства и оборота на рынке: различные сроки годности продуктов, температурные режимы хранения, высокие скорости оборота на рынке. Также важны форм-факторы продукции.
Существует ряд вызовов при внедрении «Честного знака» и очень важными являются технические решения этапа нанесения маркировки на продукцию, включающие в себя и сроки поставки оборудования (кризис микрочипов из-за ковида), ресурсы интеграторов (ЦРТП), проработанность решений, готовность типографий.
Необходимо решить вопросы взаимоотношений с торговыми сетями при замене технических решений и переходе на маркированную упаковку, определиться с устранением претензий Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров и с отсутствием отклонений.
На этапе оборота целесообразно до отгрузки решить вопрос с датами универсального передаточного документа с учетом ресурса операторов электронного документооборота.
Нельзя забывать и о расширении контроля и надзора в виде перекрестных проверок в системах и о расширении запретительных режимов при вводе.
Цифровая маркировка подразумевает — нанесение специального Data Matrix кода на упаковку и занесение единицы товара в специальную базу данных ЦРПТ. Главной задачей системы стоит повышение уровня безопасности потребителей, существенное снижение объёма контрафакта и некачественных аналогов. Уникальный цифровой код — гарантия подлинности, безопасности и качества товаров [1].