Дата поступления рукописи в редакцию: 30.04.2025
Дата принятия рукописи в печать: 27.05.2025
Одним из прав потребителей, регламентированных в законе РФ «О защите прав потребителей» является право на достоверную информацию о товарах [1]. Это право закреплено и в Конституции Российской Федерации, и в других нормативных актах. Самым распространенным и доступным для потребителей средств товарной информации является маркировка. Помимо этой задачи введение в практику системы маркировки и прослеживаемости товаров преследовало также задачу получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, осуществление мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках, создание условий для сокращения объемов незаконного оборота продукции, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также создание цифровой модели рынка.
Согласно ФЗ «О техническом регулировании» [2] достоверность информации относится к числу четырех обязательных требований к товарам:
• безопасность товаров;
• безопасность окружающей среды;
• предотвращение действий, вводящих потребителей в заблуждение;
• ресурсо- и энергосбережение, установленных в ФЗ «О техническом регулировании».
Маркировка товаров выполняет следующие функции:
• информирующую;
• идентифицирующую;
• эмоциональную;
• мотивирующую.
Основное назначение маркировки — идентификация основополагающих характеристик товаров.
Целью статьи является рассмотрение средств обязательной маркировки и сравнительная характеристика форматов штрих-кодов, определяющих принадлежность к обязательной или добровольной маркировке, а также результатов введения института маркировки в российскую практику.
К маркировке предъявляются общие для товарной информации и специфичные требования. Общие требования: достоверность, достаточность и доступность регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей».