По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342. 641 DOI:10.33920/igt-01-2506-07

Обязательная маркировка: назначение, правовые основы и результаты внедрения

М.А. Николаева д. т. н., проф. кафедры международной коммерции и логистики Президентской академии (РАНХиГС), проф. кафедры менеджмента Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), Москва, Россия
Л.В. Дуканич д. э. н., профессор кафедры международной коммерции и логистики факультета маркетинга Института управления РАНХиГС при Президенте РФ

В статье рассмотрена обязательная маркировка, предназначенная для обеспечения автоматизированной идентификации товаров. Дано определение термина, указаны виды маркировки в зависимости от формата наносимых штрих-кодов, приведена их сравнительная характеристика и результаты внедрения в российскую практику обязательной маркировки товаров. Рассмотрены правовые основы обязательной маркировки. Установлено, что внедрение цифровых систем автоматизированной идентификации с помощью соответствующих штрих-кодов позволяет обеспечивать прослеживаемость товаров, предотвратить попадание в торговлю контрафактных и некачественных товаров, в том числе с просроченными сроками годности или нелегальными.

Литература:

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2309-1 «О защите прав потребителей» (с измен. и доп. по состоянию на 1 марта 2025 г.)

2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (последняя редакция).

3. Николаева М.А. Товарная информация: учебник для бакалавриата / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. — Москва: Норма: ИНФРАМ, 2024. — 256 с.

4. Федеральный закон 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 марта 2025 г.).

5. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» С изменениями и дополнениями.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2024 г. № 1607 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по осуществлению мониторинга российских производителей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с использованием государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

7. ТР ТС 022/2011 «Пищевые продукты в части их маркировки».

8. Cистема маркировки и прослеживаемости товаров в России. [Электронный ресурс] https:// ru.wikipedia.org/wiki

9. Бюджет получил 800 млрд рублей от маркировки товаров. [Электронный ресурс] https://www.klerk.ru/buh/news/607109/#:~:text

10. Маркировка товаров принесла в российский бюджет 470 млрд рублей/ [Электронный ресурс] https://www.alta.ru/external_news/109160/

11. Честный ЗНАК breaking news [Электронный ресурс] https://t.me /s/crptbreaking /12742#:~:text=%D 0%97%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D

12. В России заработала система «Цифровой акциз» [Электронный ресурс] https://xn--80ajghhoc2aj1c8b. xn--p1ai/info/news/v-rossii-zarabotala-sistema-tsifrovoy-aktsiz/

1. Zakon RF ot 7 fevralja 1992 g. № 2309-1 «O zashhite prav potrebitelej» (s izmen. i dop. po sostojaniju na 1 marta 2025g.)

2. Federal’nyj zakon «O tehnicheskom regulirovanii» ot 27.12.2002 N 184-FZ (poslednjaja redakcija)

3. Nikolaeva M.A. Tovarnaja informacija : uchebnik dlja bakalavriata / M.A. Nikolaeva, L.V. Kartashova. — Moskva: Norma : INFRAM, 2024. — 256 s.

4. Federal’nyj zakon 28 dekabrja 2009 goda N 381-FZ «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovanija torgovoj dejatel’nosti v Rossijskoj Federacii» (s izmenenijami i dopolnenijami po sostojaniju na 1 marta 2025g.)

5. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 26 aprelja 2019 g. N 515 «O sisteme markirovki tovarov sredstvami identižkacii i proslezhivaemosti dvizhenija tovarov» S izmenenijami i dopolnenijami.

6. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 22 nojabrja 2024 g. № 1607 “O provedenii na territorii Rossijskoj Federacii jeksperimenta po osushhestvleniju monitoringa rossijskih proizvoditelej tovarov, podlezhashhih objazatel’noj markirovke sredstvami identižkacii, s ispol’zovaniem gosudarstvennoj informacionnoj sistemy monitoringa za oborotom tovarov, podlezhashhih objazatel’noj markirovke sredstvami identižkacii”.

7. TR TS 022/2011 «Pishhevye produkty v chasti ih markirovki».

8. Cistema markirovki i proslezhivaemosti tovarov v Rossii. [Jelektronnyj resurs] https://ru.wikipedia.org/wiki

9. Bjudzhet poluchil 800mlrd. rublej ot markirovki tovarov. [Jelektronnyj resurs] https://www.klerk.ru/buh/ news/607109/#:~:text

10. Markirovka tovarov prinesla v rossijskij bjudzhet 470 mlrd rublej/ [Jelektronnyj resurs] https://www.alta. ru/external_news/109160/

11. Chestnyj ZNAK breaking news [Jelektronnyj resurs] https://t.me /s/crptbreaking /12742#:~:text=%D0% 97%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D

12. V Rossii zarabotala sistema «Cifrovoj akciz» [Jelektronnyj resurs] https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/ info/news/v-rossii-zarabotala-sistema-tsifrovoy-aktsiz/

Дата поступления рукописи в редакцию: 30.04.2025

Дата принятия рукописи в печать: 27.05.2025

Одним из прав потребителей, регламентированных в законе РФ «О защите прав потребителей» является право на достоверную информацию о товарах [1]. Это право закреплено и в Конституции Российской Федерации, и в других нормативных актах. Самым распространенным и доступным для потребителей средств товарной информации является маркировка. Помимо этой задачи введение в практику системы маркировки и прослеживаемости товаров преследовало также задачу получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, осуществление мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках, создание условий для сокращения объемов незаконного оборота продукции, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также создание цифровой модели рынка.

Согласно ФЗ «О техническом регулировании» [2] достоверность информации относится к числу четырех обязательных требований к товарам:

• безопасность товаров;

• безопасность окружающей среды;

• предотвращение действий, вводящих потребителей в заблуждение;

• ресурсо- и энергосбережение, установленных в ФЗ «О техническом регулировании».

Маркировка товаров выполняет следующие функции:

• информирующую;

• идентифицирующую;

• эмоциональную;

• мотивирующую.

Основное назначение маркировки — идентификация основополагающих характеристик товаров.

Целью статьи является рассмотрение средств обязательной маркировки и сравнительная характеристика форматов штрих-кодов, определяющих принадлежность к обязательной или добровольной маркировке, а также результатов введения института маркировки в российскую практику.

К маркировке предъявляются общие для товарной информации и специфичные требования. Общие требования: достоверность, достаточность и доступность регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей».

Для Цитирования:
М.А. Николаева, Л.В. Дуканич, Обязательная маркировка: назначение, правовые основы и результаты внедрения. Товаровед продовольственных товаров. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: