В соответствии с действующим законодательством РФ, ежегодно работодатель должен индексировать зарплату не меньше, чем на уровень инфляции. Это касается как государственных, так и негосударственных организаций. В частности, индексацию заработной платы регулируют следующие статьи:
• ст. 130 ТК регулирует ключевые госгарантии, касающиеся зарплаты. В том числе меры по ее повышению.
• ст. 134 ТК определяет необходимость повышения зарплаты сотрудникам по причине роста цен на потребительские товары и услуги в стране. Базироваться повышение заработной платы должно на положениях коллективного договора либо внутренних нормативных актов.
В случае, если работодатель проигнорирует законодательные требования и не будет индексировать заработную плату, на организацию будет наложен штраф в размере 50 тыс. руб., а на руководителя 5 тыс. руб.
Также представители инспекции по труду вынесут предписание об устранении нарушений и предоставят срок на их устранение. После этого возможны следующие варианты:
• Если компания устранит указанное нарушение и индексирует зарплату «задним числом», то это вызовет дополнительные вопросы со стороны налоговых органов, т. к. необходимо будет доначислить страховые взносы и НДФЛ. Также нужно будет уплатить пени за несвоевременное перечисление и подать уточненную отчетность по взносам и НДФЛ.
• Если компания не проиндексирует заработную плату сотрудников, то она вновь будет привлечена к ответственности в соответствии с ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ, санкции которой предусматривают наказание в виде штрафа в размере 200 тыс. руб. для компании и 50 тыс. руб. для руководителя.
При индексации зарплаты необходимо грамотно отразить эту процедуру во внутренних правовых актах организации. Как правило, эти документы и выступают в качестве основы при проведении индексации.
Работнику компании еще на стадии трудоустройства важно подробно изучить документы компании (положения об оплате труда, профсоюзная документация, коллективный/трудовой договоры), т. к. именно на их основании он будет обладать правом требовать компенсации.