За 2016 г. в результате проведенных проверок государственными инспекциями труда было выявлено более 68 тыс. нарушений, связанных с вопросами обучения работников в области охраны труда. Общая сумма наложенных штрафов составила более 3 млрд руб. По статистике, в 80% случаев основной причиной аварий и производственного травматизма являются некорректные действия работника, связанные с незнанием правил безопасности, или психология (поведение) человека. При этом, ни с финансовой, ни с моральной стороны вопроса последствия ущерба от аварий и несчастных случаев несопоставимы со штрафами Государственной инспекции труда (ГИТ).
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) каждый работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Уже более 14 лет действует Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок № 1/29). Столь значительный период действия Порядка способствовал развитию различных подходов к обязательной процедуре обучения по охране труда: одни организации подходят к процедуре формально и пытаются выполнить требования ТК РФ с минимальными временными и финансовыми затратами; другие же, осознающие важность процедуры и последствия формального подхода к ней, уделяют значительное внимание вопросу обучения работников требованиям охраны труда.
Эта статья будет полезна обеим категориям работодателей: первым мы поможем минимизировать риски и избежать очевидных ошибок, а со второй категорией (заинтересованных в качественном подходе к вопросам обучения) поделимся опытом организации обучения по охране труда на профессиональном уровне.