Дата поступления рукописи в редакцию: 30.08.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 10.09.2023.
Методы повышения эффективности переговорного процесса включают в себя обучение менеджеров компании навыкам ведения переговоров и развитие их творческого мышления.
Считается, что программы обучения — самый эффективный способ улучшения способности участников вести переговоры с целью достижения взаимовыгодных соглашений, поскольку, как правило, эти программы предусматривают ведение диалога с людьми, с которыми осуществлять переговорный процесс нелегко. Кроме того, обучающимся необходимо заключить с ними взаимовыгодное соглашение, перспективный потенциал которого может быть поначалу не очевиден.
Более того, важнейшим аспектом опыта и обучения для участников переговоров является размышление после их завершения над происходившим во время переговоров. К примеру, участники переговоров, которых побуждают вслух предположить, каковы намерения у другой стороны, или напрямую задать вопросы об интересах делового партнера, раскрыть информацию о своих интересах и приоритетах, более склонны достигать интегративных соглашений, чем те участники, кому не предлагается делать вышеперечисленное.
При изучении того, как улучшается со временем производительность участников переговоров, было отмечено, что те, кто уже получил определенный опыт в этой области (участвовал в нескольких переговорах), имел преимущество по сравнению с теми, у кого было меньше опыта или его не было вовсе.
Опыт в области деловой коммуникации, полученный за многие десятилетия изучения и исследования видов, структуры, особенностей и роли переговорного процесса, сегодня имеет огромное значение, поскольку в условиях глобализации, интеграции и интернационализации экономик стран мира, характеризующихся пиком своего наивысшего рассвета в XXI веке, необходимым элементом взаимодействия, сотрудничества всех государств в лице политических лидеров, представителей крупного, среднего и малого бизнеса и других являются грамотно организованные и искусно проводимые переговоры.