По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-1912-01

Обучение пациентов вопросам самоухода при сахарном диабете

Журавлев Д. Ю. студент 2-го курса Института сестринского образования E-mail: zhuravlev_03@inbox.ru

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема сахарного диабета предопределена значительной распространенностью заболевания. Не так опасно то, что люди больны этим заболеванием, как незнание элементарных и не очень элементарных правил поведения, соответствующего образа жизни, должного режима питания и самоухода при сахарном диабете первого и второго типов.

Наиболее эффективной формой обучения пациентов с сахарным диабетом является групповое обучение с совместным обсуждением теоретических вопросов, с оценкой понимания и усвоения знаний и практических умений.

Программы обучения для больных сахарным диабетом первого и второго типа отличаются, что подразумевает формирование разных групп пациентов для обучения.

Пациентов, страдающих сахарным диабетом первого типа, необходимо обучать правилам введения инсулина, им важно объяснять отличие понятия «содержание углеводов в продуктах» от понятия «калорийность». Для пациентов, страдающих сахарным диабетом второго типа, акцент делают на правильном питании и снижении веса. В программу обучения больных сахарным диабетом входит самоконтроль гликемии, правильное купирование приступов гипогликемий, профилактика осложнений сахарного диабета.

Обучение пациентов (их родственников) может быть эффективным в том случае, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа.

Сбор информации о пациенте является непрерывным. Медицинская сестра определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить необходимые знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т. д.

Собрав и оценив информацию, медицинская сестра определяет сестринскую проблему, например дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. В результате оценки медицинская сес тра должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

Формулировка целей обучения должна быть ориентирована по трем направлениям: познавательному, эмоциональному и психологическому. Поставленная цель должна содержать три компонента:

1) результат обучения — что необходимо сделать пациенту (что он должен суметь сделать, понять и т. д.);

2) временные рамки — интервал времени, в течение которого будет достигнута цель обучения (например, к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);

Для Цитирования:
Журавлев Д. Ю., Обучение пациентов вопросам самоухода при сахарном диабете. Медсестра. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: