По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.12–008.331.1–085.31

Обучение пациентов с хронической обструктивной болезнью легких в общей врачебной практике

Ройтберг Григорий Ефимович д-р мед. наук, профессор, президент ОАО «Медицина», ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующий кафедрой терапии и семейной медицины, E-mail: Naber345@mail.ru
Кондратова Наталья Владимировна д-р мед. наук, заведующая стационаром ОАО «Медицина», ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доцент кафедры терапии и семейной медицины, E-mail: kondratova@medicina.ru
Новиков Максим Сергеевич ОАО «Медицина», врач-пульмонолог, E-mail: novikov.m@medicina.ru

Обучение пациентов и членов их семей является важной частью работы врача общей практики. Пациенты с ХОБЛ должны обладать целым рядом знаний и навыков, которые повышают эффективность лечения и улучшают качество жизни. Обучение пациентов с ХОБЛ должно включать в себя оценку потребностей и барьеров пациента к обучению, составление индивидуального плана обучения, выбор оптимального метода обучения, получение от пациента обратной связи и оценку эффективности обучения. Технология тич-бэк позволяет проводить обучение в режиме диалога с больным и повысить его эффективность.

Литература:

1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.01.2005 № 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12138926/ (дата обращения: 10.08.2017).

2. Клинические рекомендации. Пульмонология / под ред. А. Г. Чучалина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 225 с.

3. Qaseem A., Wilt T. J., Weinberger S. E. [et al.]. Diagnosis and Management of Stable Chronic Obstructive Pulmonary Disease: A Clinical Practice Guideline Update from the American College of Physicians, American College of Chest Physicians, American Thoracic Society, and European Respiratory Society // Ann Intern Med. — 2011. — Vol. 155. — P. 179–191.

4. Международные стандарты аккредитации медицинских организаций / под ред. А. Ю. Абрамова, Г. Э. Улумбековой. — М., 2013. — 222 с.

5. Lancaster T., Stead L., Silagy C. [et al.]. Effectiveness of interventions to help people stop smoking: findings from the Cochrane Library. Regular review // BMJ. — 2000. — Vol. 321 (7257). — P. 355–358.

6. Dantic D. E. A critical review of the effectiveness of ‘teach-back’ technique in teaching COPD patients self-management using respiratory inhalers // Health Education Journal. — 2014. — Vol. 73 (1). — P. 41–50.

7. Griffey R. T., Shin N., Jones S. [et al.]. The impact of teach-back on comprehension of discharge instructions and satisfaction among emergency patients with limited health literacy: A randomized, controlled study // Journal of Communication in Healthcare. — 2015. — Vol. 8 (1). — P. 10–21.

8. Peter D., Robinson P., Jordan M. [et al.]. Reducing readmissions using teach-back // JONA: The Journal of Nursing Administration. — 2015. — Vol. 45 (1). — P. 35–42.

Обучение пациентов и членов их семей является важной частью работы врача общей практики, который не только должен дать пациенту рекомендации по лекарственной терапии, но и научить пациента правильно пользоваться лекарствами, проводить самостоятельный контроль своего состояния, вовремя распознавать признаки ухудшения болезни. Кроме того, образовательная работа является одним из базовых требований к работе врача общей практики в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.01.2005 № 84 [3].

Для успешного лечения некоторых заболеваний важно, чтобы пациенты владели целым рядом знаний и навыков. Пациенты в хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) должны уметь правильно пользоваться ингаляторами, знать правила профилактики побочных действий лекарственных препаратов, уметь обращаться с пикфлоуметром, вести дневник самоконтроля и четко понимать, когда нужно срочно обратиться за помощью. Только при этих условиях терапия будет эффективной, а качество жизни больных — высоким [1, 8].

Системы стандартизации, принятые в мире для оценки качества медицинской помощи, также предъявляют требования к организации обучения пациента. Одной из таких систем являются международные стандарты Объединенной комиссии JCI, где обучению пациентов посвящен целый раздел [2].

Цель исследования: разработать методические подходы к проведению обучения пациентов с ХОБЛ в общей врачебной практике на основе требований международных стандартов качества JCI.

Проведение обучения пациента в работе врача общей практики целесообразно проводить в несколько этапов:

— оценка потребностей и барьеров пациента к обучению;

— составление индивидуального плана обучения;

— выбор оптимального метода обучения;

— проведение обучения с получением от пациента обратной связи;

— оценка эффективности обучения.

Первым этапом эффективного обучения должна быть оценка потребностей и барьеров пациента к обучению. В современных условиях пациенты имеют очень разный уровень знаний о своем заболевании — с некоторыми больными обучение нужно начинать с основ, а другие много читают о своем заболевании в книгах, журналах, сети Интернет и могут вести с врачом вполне профессиональный диалог. Очевидно, что методы обучения этих групп пациентов будут существенно отличаться. Обучение должно быть не спонтанным, а четко спланированным с учетом всех факторов, ведь обучение должно соответствовать образовательному уровню пациента, его религиозным, культурным и социальным ценностям. Целый ряд факторов может затруднять обучение: языковой барьер, нарушения слуха, когнитивные расстройства. На приеме врач общей практики должен оценить, способен ли пациент выполнить рекомендации дома или ему нужна помощь. Примером «лучшей практики» является обучение не только пациентов, но и членов их семей, которые должны участвовать в лечении больного и помогать ему.

Для Цитирования:
Ройтберг Григорий Ефимович, Кондратова Наталья Владимировна, Новиков Максим Сергеевич, Обучение пациентов с хронической обструктивной болезнью легких в общей врачебной практике. Справочник врача общей практики. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: