Обучение пациентов и членов их семей является важной частью работы врача общей практики, который не только должен дать пациенту рекомендации по лекарственной терапии, но и научить пациента правильно пользоваться лекарствами, проводить самостоятельный контроль своего состояния, вовремя распознавать признаки ухудшения болезни. Кроме того, образовательная работа является одним из базовых требований к работе врача общей практики в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.01.2005 № 84 [3].
Для успешного лечения некоторых заболеваний важно, чтобы пациенты владели целым рядом знаний и навыков. Пациенты в хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) должны уметь правильно пользоваться ингаляторами, знать правила профилактики побочных действий лекарственных препаратов, уметь обращаться с пикфлоуметром, вести дневник самоконтроля и четко понимать, когда нужно срочно обратиться за помощью. Только при этих условиях терапия будет эффективной, а качество жизни больных — высоким [1, 8].
Системы стандартизации, принятые в мире для оценки качества медицинской помощи, также предъявляют требования к организации обучения пациента. Одной из таких систем являются международные стандарты Объединенной комиссии JCI, где обучению пациентов посвящен целый раздел [2].
Цель исследования: разработать методические подходы к проведению обучения пациентов с ХОБЛ в общей врачебной практике на основе требований международных стандартов качества JCI.
Проведение обучения пациента в работе врача общей практики целесообразно проводить в несколько этапов:
— оценка потребностей и барьеров пациента к обучению;
— составление индивидуального плана обучения;
— выбор оптимального метода обучения;
— проведение обучения с получением от пациента обратной связи;
— оценка эффективности обучения.
Первым этапом эффективного обучения должна быть оценка потребностей и барьеров пациента к обучению. В современных условиях пациенты имеют очень разный уровень знаний о своем заболевании — с некоторыми больными обучение нужно начинать с основ, а другие много читают о своем заболевании в книгах, журналах, сети Интернет и могут вести с врачом вполне профессиональный диалог. Очевидно, что методы обучения этих групп пациентов будут существенно отличаться. Обучение должно быть не спонтанным, а четко спланированным с учетом всех факторов, ведь обучение должно соответствовать образовательному уровню пациента, его религиозным, культурным и социальным ценностям. Целый ряд факторов может затруднять обучение: языковой барьер, нарушения слуха, когнитивные расстройства. На приеме врач общей практики должен оценить, способен ли пациент выполнить рекомендации дома или ему нужна помощь. Примером «лучшей практики» является обучение не только пациентов, но и членов их семей, которые должны участвовать в лечении больного и помогать ему.