По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Обучение на рабочем месте: необходим системный подход

Екатерина Есенина ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ФИРО)

Запрос сфер труда и образования взаимонаправлен. Если предприятиям необходимы кадры с определенным уровнем квалификации, то нужно вместе выстраивать сетевое взаимодействие — от требований к результатам обучения до их оценивания.

Вопрос о путях реализации практико-ориентированного профессионального образования в учреждениях, подведомственных Минобрнауки России, находится сейчас в зоне особого внимания. Мы анализируем зарубежный опыт, работаем с российскими регионами и создали собственную концепцию практико-ориентированного профессионального образования.

Это, конечно, очень непростой вопрос. Английское понятие work-based learning (WBL) — «обучение на рабочем месте» — во многих источниках и публикациях имеет широкий смысл. Есть мнение, что само понятие вышло из системы высшего образования, когда вузы задумались об организации практической составляющей программ подготовки бакалавров и магистров.

В то же время понятие «практикоориентированность» развивается и на других уровнях образования. Можно с уверенностью утверждать, что практически все учреждения образования, которые имеют отношение к термину «профессиональное», так или иначе используют понятие «обучение на рабочем месте» и задумываются о том, каким образом его организовать.

Существует много форм обучения на рабочем месте, наиболее распространенными являются стажерство, ученичество, волонтерство.

Большую популярность сейчас в России и в мире получила дуальная форма обучения. Она очень хорошо развита в Германии и Австрии. У нас в стране в 2016 г. в 15 регионах завершился проект Агентства стратегических инициатив (АСИ), посвященный подготовке высококвалифицированных рабочих кадров для высокотехнологичных производств на основе дуального образования.

В ходе проекта мы договорились, что будем говорить об использовании элементов дуального обучения, потому что дуальная система подразумевает прием студентов СПО (в нашей терминологии) на обучение непосредственно на предприятия. Они становятся учениками, а затем предприятие, сотрудничая с профтехучилищами, формирует группы теоретического обучения. Это, конечно, весьма специфическая программа, которая изначально обеспечена местами практики — именно там, где человек впоследствии будет работать.

Для Цитирования:
Екатерина Есенина, Обучение на рабочем месте: необходим системный подход. Служба занятости. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: