По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Обучение на короткой дистанции: возможные проблемы и примеры их решения

Д.А. Канарейко ассистент кафедры менеджмента и бизнеса Сургутского государственного университета

В статье систематизируются ключевые проблемы дистанционного обучения. Предлагаются пути их решения на основе реальных кейсов. Актуальность исследования обусловлено тем, что в связи с вынужденным переходом в удаленный режим жизни и работы во время пандемии многие школы, университеты и компании столкнулись с необходимостью перевода обучения в онлайн-формат. Кроме того, дистанционное обучение рассматривается многими как менее затратный способ проведения корпоративных образовательных программ в условиях кризиса. В статье систематизируются ключевые вызовы дистанционного обучения. Для каждого из перечисленных вызовов автором предлагаются решения. Проиллюстрированы советы реальными примерами — кейсами программ Корпоративного университета Сбербанка, опытом экспертов из сфер университетского и корпоративного образования.

Литература:

1. Измайлова М.А. Новые кадры для экономики знаний: как привлечь и удержать таланты? // Экономика образования. № 1 (110). 2019.

2. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2.

3. Ширинкина Е.В. Драйверы развития рынка труда в цифровой экономике // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. Т.29. № 3.

4. Ширинкина Е.В. Индикаторы эффективности управления человеческим капиталом // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 24. № 2.

5. Ширинкина Е.В. Обучение персонала как драйвер изменения поведения: предпосылки и практические подходы // Вестник НГИЭИ. 2021. № 2 (117).

6. Ширинкина Е.В. Оценка потенциала цифрового обучения // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 2 (26).

7. Ширинкина Е.В. Принципы управления обучением в цифровой среде // Экономика образования. 2019. № 4 (113).

8. Ширинкина Е.В. Проектирование педагогического дизайна образовательной среды университета // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 1 (46).

9. Ширинкина Е.В. Управление обучением на рабочем месте: инновационные технологии // Инновации в менеджменте. 2020. № 4 (26).

10. Ширинкина Е.В. Управление обучением в цифровой среде // Юрист ВУЗа. 2019. № 4.

11. Ширинкина Е.В. Тенденции и проблемы развития системы высшего образования в России // Современная научная мысль.– 2016– № 3.

12. Ширинкина Е.В. Цифровые кадры как новый показатель качества человеческого капитала // Современная научная мысль.2018. № 4.

13. Ширинкина Е.В. Формирование образовательной цифровой среды // Экономика образования. 2020. № 4 (119

14. ATD. Training Industry Report, 2016. [Электронный ресурс] https://trainingmag.com/sites/default/fi les/images/Training_Industry_ Report_2016.pdf.

15. Digital McKinsey. [Электронный ресурс] http://www.mckinsey.com/globallocations/europe-andmiddleeast/russia/ru/ our-work/mckinsey-digital.

16. Shirinkina E.V. Multifactor model of assessing the probability of successful employment of university graduates // Innovations in Education. 2020. № 3 (48).

В связи с вынужденным переходом в удаленный режим жизни и работы во время пандемии многие школы, университеты и компании столкнулись с необходимостью перевода обучения в онлайн-формат. Кроме того, дистанционное обучение рассматривается многими как менее затратный способ проведения корпоративных образовательных программ в условиях кризиса [7, 10, 12, 13]. Если изобретение стало достоянием общественности, получить патент крайне сложно.

Но даже если внедрение дистанционного формата осуществляется не в экстренном режиме, а планомерно разрабатывается с нуля, в ходе обучения неизбежно возникают сложности. В статьях, опубликованных в рецензируемых журналах за период с 2006 по 2016 год, были выявлены следующие ключевые вызовы дистанционного обучения:

• Дефицит времени для обучения.

• Слабые технические и цифровые компетенции, несовершенная ITинфраструктура.

• Недостаток коммуникации и обратной связи со стороны преподавателей и инструкторов.

• Проблемы в организации практической деятельности в дистанционном формате.

• Негативное отношение и недоверие к дистанционному формату со стороны всех участников процесса.

Для каждого из перечисленных вызовов есть решения. Проиллюстрируем советы реальными примерами — кейсами программ Корпоративного университета Сбербанка, опытом экспертов из сфер университетского и корпоративного образования [1, 11, 15].

Сложности в организации и проведении дистанционной программы могут касаться рассинхронизации учебной группы из-за разницы в часовых поясах или общего дефицита времени в связи с повышенной рабочей нагрузкой. Возможны и более серьезные причины: расфокусированность участников, потеря мотивации, растущий стресс. Создатели программы могут сгладить эти негативные проявления, предусмотрев установочные встречи, увеличив длительность обучения с учетом возможной адаптации, сделав акцент на более короткие форматы подачи учебного контента и переключение видов активности [9, 14].

Опыт Корпоративного университета Сбербанка

Для Цитирования:
Д.А. Канарейко, Обучение на короткой дистанции: возможные проблемы и примеры их решения. Юрист ВУЗа. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: