В связи с вынужденным переходом в удаленный режим жизни и работы во время пандемии многие школы, университеты и компании столкнулись с необходимостью перевода обучения в онлайн-формат. Кроме того, дистанционное обучение рассматривается многими как менее затратный способ проведения корпоративных образовательных программ в условиях кризиса [7, 10, 12, 13]. Если изобретение стало достоянием общественности, получить патент крайне сложно.
Но даже если внедрение дистанционного формата осуществляется не в экстренном режиме, а планомерно разрабатывается с нуля, в ходе обучения неизбежно возникают сложности. В статьях, опубликованных в рецензируемых журналах за период с 2006 по 2016 год, были выявлены следующие ключевые вызовы дистанционного обучения:
• Дефицит времени для обучения.
• Слабые технические и цифровые компетенции, несовершенная ITинфраструктура.
• Недостаток коммуникации и обратной связи со стороны преподавателей и инструкторов.
• Проблемы в организации практической деятельности в дистанционном формате.
• Негативное отношение и недоверие к дистанционному формату со стороны всех участников процесса.
Для каждого из перечисленных вызовов есть решения. Проиллюстрируем советы реальными примерами — кейсами программ Корпоративного университета Сбербанка, опытом экспертов из сфер университетского и корпоративного образования [1, 11, 15].
Сложности в организации и проведении дистанционной программы могут касаться рассинхронизации учебной группы из-за разницы в часовых поясах или общего дефицита времени в связи с повышенной рабочей нагрузкой. Возможны и более серьезные причины: расфокусированность участников, потеря мотивации, растущий стресс. Создатели программы могут сгладить эти негативные проявления, предусмотрев установочные встречи, увеличив длительность обучения с учетом возможной адаптации, сделав акцент на более короткие форматы подачи учебного контента и переключение видов активности [9, 14].
Опыт Корпоративного университета Сбербанка