По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Обучение межкультурной коммуникации специалистов в области здравоохранения

Обучение межкультурной коммуникации на современном этапе развития науки и медицины является одним из обязательных аспектов подготовки специалистов в медицинских вузах. Межнациональное взаимодействие на фоне общемировых тенденций стирания границ между государствами становится всё более активным, именно оно определяет вектор развития системы высшего образования и формирования медицинских систем. Общество нуждается в обеспечении качественной и доступной медицинской помощи вне зависимости от социальной и культурной группы населения, обеспечении принципов социальной справедливости и эффективной коммуникации между врачом и пациентом. В рамках данного исследования представлен опыт зарубежных ученых по организации курсов подготовки студентов-медиков межкультурной коммуникации. Процесс обучения студентов включал в себя реализацию международных образовательных проектов, метод обучения через обслуживание, межкультурное взаимообучение, а также традиционные методы подготовки. Перспективность данного направления является обоснованной, поскольку степень понимания специалистами системы здравоохранения межкультурных процессов в обществе является ключом к оказанию качественной медицинской помощи.

Литература:

1. Almutairi A. F., Dahinten V. S., Rodney P. Almutairi’s Critical Cultural Competence model for a multicultural healthcare environment // Nursing Inquiry. — 2015. — Vol. 22, № 4. — P. 317–325.

2. Dogra N. The development and evaluation of a program to teach cultural diversity to medical undergraduate students // Medical Education. — 2001. — № 35. — P. 232–241.

3. Anderson-Lain K. Cultural identity forum: Enacting the self-awareness imperative in intercultural communication // Communication Teacher. — 2017. — Vol. 31, № 3. — P. 131–136.

4. Митрофанова К. А. Перспективы гуманитарных наук в медицинском образовании // Инновации в образовании. — 2015. — № 4. — С. 60–72.

5. Ambrose M., Murray L., Handoyo N. E., Tunggal D., Cooling N. Learning global health: the pilot study of an online collaborative intercultural peer group activity involving medical students in Australia and Indonesia // BMC Medical Education. — 2017. — № 17.

6. Митрофанова К. А., Гаврилюк О. А., Чемезов С. А. Межвузовская интернет-олимпиада по английскому языку среди студентов-медиков: опыт организации и проведения // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2016. — № 1 (103). — С. 100–106.

7. Куликов С. Н., Митрофанова К. А., Ивачев П. В. Развитие системы дидактического тестирования результатов обучения в медицинском вузе // Инновации в образовании. — 2016. — № 2. — С. 111–123.

8. Bilthe S. J. Teaching intercultural communication through service-learning // Communication. Teacher. — 2016. — Vol. 30, № 3. — P. 165–171.

9. Shalom Y. B., Grebelsy-Lichtman T., Alayan F. Intercultural encounters as a ‘Mind Body’ experience: a case study in Jerusalem // Intercultural Education. — 2018. — Vol. 29. — № 1. — P. 139–147.

10. Brozoska P., Akgun S., Antia B. E., Thankappan K. R., Nayar K. R., Razum O. Enhancing an international perspective in public health teaching through formalized university partnership // Frontiers in Public Health. — 2017. — Vol. 5. — Article 36.

11. Chun M. B. J. Pitfalls to avoid when introducing a cultural competency training initiative // Medical Education. — 2010. — № 44. — P. 613–620.

12. Engberg M. E., Davidson L. M., Manderino M., Jourian T. J. Examining the relationship between intercultural engagement and undergraduate students’ global perspective // Multicultural Education Review. — 2016. — Vol. 8, № 4. — P. 253–274.

13. Ribeiro S. P. M. Developing intercultural awareness using digital storytelling [Electronic resource] // Language and Intercultural Communication. — 2016. — Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/14708477. 2015.1113752 (date of access: 15.09.2018).

Система получения высшего образования в медицинской сфере является фундаментом для дальнейшего развития отрасли. Она должна реализовывать множество функций, в том числе отражать изменения в обществе, связанные с многонациональным характером его формирования и организации. В мире всё отчетливее прослеживается тенденция глобализации общества, границы между странами стираются, что позволяет актуализировать концепцию межкультурной компетенции специалистов в соответствии с мировым технологическим развитием.

В соответствии со степенью независимости общества в глобальном контексте студентам приходится развивать в себе определенные межкультурные навыки, которые впоследствии становятся компетенциями, которые потребуются для работы и взаимодействия с другими медицинскими работниками в мировых масштабах. Межкультурная осознанность является составляющей социальной ответственности любого гражданина, в современных условиях медицинским работникам необходимо обязательно владеть межкультурными навыками общения, это требование важно настолько же, насколько важна сильная академическая подготовка.

Современные выпускники медицинских вузов будут работать в самых разных социальных условиях и с разными социально-культурными слоями, а потому они нуждаются в развитии собственной коммуникативной компетенции. Это позволит им беспрепятственно общаться с людьми из разных социальных категорий и при решении сложных общественных проблем проявлять принципы социальной справедливости.

Еще одной важнейшей характеристикой современного общества являются демографические изменения, которые также предполагают трансформацию подхода к системе оказания медицинской помощи. Новый подход должен позволить медицинским учреждениям избежать фактов социальной несправедливости и неравенства при реализации своих функций, обеспечить равные права для разных социальных групп. Такой подход даст возможность предоставить всем участникам отношений в сфере здравоохранения, как пациентам, так и медицинским работникам, необходимый уровень безопасности.

Для Цитирования:
Носова Мария Евгеньевна, Обучение межкультурной коммуникации специалистов в области здравоохранения . Экономист лечебного учреждения. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: