По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.8 DOI:10.33920/med-03-1910-02

Обучение и развитие навыков коммуникации — неотъемлемая часть профессионализма врача

Екатерина Витальевна Бриль канд. мед. наук, доцент, руководитель Федерального центра экстрапирамидных заболеваний ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России e.brill@inbox.ru
Ольга Валерьевна Кузнецова канд. биол. наук, Первый проректор Медико-биологический университет инноваций и непрерывного образования ФГБУ им. А. И. Бурназяна ФМБА России olga.fmbc@mail.ru
Анна Владимировна Хасина психолог, эксперт по развитию дружелюбного сервиса в медицине, директор МАСменеджмент, МВА annakhasina@gmail.com
Ольга Сергеевна Зимнякова канд. мед. наук, врач-невролог ФГБУ им. А. И. Бурназяна ФМБА России oz-83@yandex.ru

В статье рассматривается важность коммуникативной компетентности врачей и обосновывается необходимость ее повышения в ходе обучения врачей-ординаторов. В качестве примера успешного внедрения деонтологии в образовании описывается опыт ФМБЦ им. А. И. Бурназяна в рамках широкого спектра педагогических дисциплин и симуляционных курсов.

Литература:

1. Губанова Г. В., Шеметова Г. Н., Рябошапко А. И. Проблемы и их решение в преподавании специальных дисциплин в медицинском университете // Образование в современном мире: сборник научных статей / Под ред. Ю. Г. Голуба. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. — 2012. — Вып. 7. — С. 143–146.

2. Кузнецова О. В., Самойлов А. С., Романов С. В., Абаева О. П. От сертификации работников здравоохранения к аккредитации: история развития отечественного медицинского образования и перспективы перехода к системе НМО // Медицина экстремальных ситуаций. — 2018. — № 20 (4). — С. 551–558.

3. Самойлов А. С., Кузнецова О. В. Каримова Д. Ю., Закальский В. А., Шамурзаева М. М. Социальное партнерство в системе непрерывного медицинского образования // Вестник последипломного медицинского образования. — 2019. — № 1. — С. 26–31.

4. Сильверман Дж., Керц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами. — М.: Гранат, 2018.

5. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). — М.: Изд-во Московского университета, 1985.

6. Турчина Ж. Е., Турчина Т. К., Нор О. В., Шарова О. Я. Формирование коммуникативной компетентности будущих врачей и обучающихся института последипломного образования медицинского университета // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 5.

7. Хасина А. В., Бриль Е. В. Как обсуждать «плохие новости». Как сообщить пациенту и его родственникам о диагнозе // Новый терапевтический журнал. — 2019. — № 5.

8. Bailea W. F., Buckmanb R., Lenzia R., Globera G., Bealea E. A., Kudelkab A. P. SPIKES-A Six-Step Protocol for Delivering Bad News: Application to the Patient with Cancer // The Oncologist. — 2000.

9. Fragstein von, M., Silverman J., Cushing A., Quilligan S., Salisbury H., Wiskin C. UK consensus statement on the content of communication curricula in undergraduate medical education // Medical Education. — 2008, — № 42. — P. 1100–1107.

10. Fitzgerald R. G., Parker C. M. Coping with loss. Blindness and loss of other sensory and cognitive functions // BMJ. — 1998. — № 318. — P. 1160–1163.

11. Garrity T. F. Medical compliance and the clinician-patient relationship: a review // Soc Sci Med E. — 1981. — № 15 (3). — P. 215–222.

12. King А., Hoppe R. B. «Best Practice» for Patient-Centered Communication: A Narrative Review // J Grad Med Educ. — 2013. — Sep., 5 (3). — P. 385–393.

13. Kübler-Ross E. Questions and Answers on Death and Dying: A Memoir of Living and Dying. — Macmillan, 1976.

14. Kurtz S. Doctor-Patient Communication: Principles and Practices // Can. J. Neurol. Sci. — 2002. — № 29. — Suppl. 2 — S. 23–29.

15. Lee M., Prentice W., Hildreth A., Walker R. W. Measuring symptom load in idiopathic Parkinson’s disease // Parkinsonism Relat Disord. — 2007. — № 13. — P. 284–289.

16. Levinson W., Lesser C. S., Epstein R. M. Developing physician communication skills for patient-centered care // Health Aff . — 2010. — № 29 (7). — P. 1310–1318.

17. Maclejewski P. K., Zhang B., Block S. D., Prigerson H. G. An Empirical Examination of the Stage Theory of Grief (англ.) // JAMA: journal. — 2007. — Vol. 297, no. 7. — P. 716–723.

18. Makoul G. Essential elements of communication in medical encounters: the Kalamazoo consensus statement // Acad Med. — 2001. — № 76 (4). — P. 390–393.

19. Montemurro D., Mazza A., Negrello M., Cirillo T., Picardi E., Chiminazzo C. et al. L’insegnamento e la conoscenza dei «valori della professione medica». Indagine presso il Corso di laurea in Medicina // Professione Clin Gov. — 2011. — № 3. — P. 10–20.

20. Mustajoki M., Forsén T., Kauppila T. The Association between Patient-Reported Pain and Doctors’ Language Profi ciency in Clinical Practice // Pain Res Treat. — 2015. — № 2015. — P. 263–904.

21. Ranjan P., Kumari A., Chakrawarty A. How can Doctors Improve their Communication Skills? // J Clin Diagn Res. — 2015. — Mar. — № 9 (3). JE01 — JE04.

22. Schenker Y., Stewart A., Na B., Whooley M. Depressive Symptoms and Perceived Doctor-Patient Communication in the Heart and Soul Study // J Gen Intern Med. — 2009. — May. — № 24 (5). — P. 550–556.

23. Stewart M., Brown J. B., Donner A. et al. The impact of patient-centered care on outcomes // J Fam Pract. — 2000. — № 49 (9). — P. 796–804.

24. Wanzer M. B., Booth-Butterfi eld M., Gruber K. Perceptions of health care providers’ communication: relationships between patient-centered communication and satisfaction // Health Commun. — 2004. — № 16 (3). — P. 363–384.

25. Watling C. J., Brown J. B. Education research: communication skills for neurology residents: structured teaching and refl ective practice // Neurology. — 2007. — Nov 27; — № 69 (22). E20–6.

Многочисленные исследования [14, 12] доказывают важность коммуникативной компетентности врачей. Дружелюбное и корректное общение с пациентом в ходе приема, адекватное сообщение плохих новостей и сопровождение пациента на пути ухудшения состояния (в неврологии часто неизбежного) приводят к увеличению удовлетворенности пациентов медицинской помощью [24], увеличению приверженности лечению [11], снижению частоты и выраженности депрессивных эпизодов [22] и выраженности болевого синдрома [20], а также к лучшим клиническим исходам [23, 16].

В западных странах развитие навыков коммуникации — элемент медицинского образования наравне с развитием клинического мышления, знаний и инструментальных навыков по конкретной врачебной специальности. Так, начиная с 2000-х гг. развитие и оценка навыков общения стали обязательными компонентами учебных планов медицинского образования и итоговых экзаменов для врачей в Соединенных Штатах и Канаде [18], Великобритании [9]. В Италии учебная дисциплина «Этика и деонтология» входит в учебный план каждого года обучения врачей и включает развитие навыков коммуникации [19].

Отечественная система медицинского образования, складывавшаяся на протяжении последних 50–70 лет, имеет свою историю развития преподавания навыков коммуникации в системе «врач — пациент». Вместе с тем в последние два десятилетия по ряду причин вопросам коммуникации в российских вузах уделялось недостаточно внимания, как и социальной роли врача в целом, особенно в ординатуре [2].

Однако с введением ФГОС в основных образовательных программах высшего образования подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре перед нами поставлена задача подготовить выпускников ординатуры по всем специальностям в том числе к психолого-педагогической деятельности. Профессиональная задача, которую должен решать выпускник по этому виду деятельности, — формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.

Для Цитирования:
Екатерина Витальевна Бриль, Ольга Валерьевна Кузнецова, Анна Владимировна Хасина, Ольга Сергеевна Зимнякова, Обучение и развитие навыков коммуникации — неотъемлемая часть профессионализма врача. ГЛАВВРАЧ. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: