Многочисленные исследования [14, 12] доказывают важность коммуникативной компетентности врачей. Дружелюбное и корректное общение с пациентом в ходе приема, адекватное сообщение плохих новостей и сопровождение пациента на пути ухудшения состояния (в неврологии часто неизбежного) приводят к увеличению удовлетворенности пациентов медицинской помощью [24], увеличению приверженности лечению [11], снижению частоты и выраженности депрессивных эпизодов [22] и выраженности болевого синдрома [20], а также к лучшим клиническим исходам [23, 16].
В западных странах развитие навыков коммуникации — элемент медицинского образования наравне с развитием клинического мышления, знаний и инструментальных навыков по конкретной врачебной специальности. Так, начиная с 2000-х гг. развитие и оценка навыков общения стали обязательными компонентами учебных планов медицинского образования и итоговых экзаменов для врачей в Соединенных Штатах и Канаде [18], Великобритании [9]. В Италии учебная дисциплина «Этика и деонтология» входит в учебный план каждого года обучения врачей и включает развитие навыков коммуникации [19].
Отечественная система медицинского образования, складывавшаяся на протяжении последних 50–70 лет, имеет свою историю развития преподавания навыков коммуникации в системе «врач — пациент». Вместе с тем в последние два десятилетия по ряду причин вопросам коммуникации в российских вузах уделялось недостаточно внимания, как и социальной роли врача в целом, особенно в ординатуре [2].
Однако с введением ФГОС в основных образовательных программах высшего образования подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре перед нами поставлена задача подготовить выпускников ординатуры по всем специальностям в том числе к психолого-педагогической деятельности. Профессиональная задача, которую должен решать выпускник по этому виду деятельности, — формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.