По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371 DOI:10.33920/nik-02-2111-06

Обучение и гомеостазные хитрости психики

Турбовской Яков Семенович советник по научной этике директора Института стратегии развития образования Российской академии образования, д-р педагогических наук, проф., Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16, эл. почта: jakov@psk-net.ru

Автор показывает, что гомеостаз — как динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма — приносит каждой личности эмоциональную комфортность, ощущение внутренней стабильности, проживаемое чувство спокойствия и достигнутого успеха. Он как ничто другое выражает в качестве природной цели стремление организма именно к такому состоянию, когда все происходящее в организме находится в состоянии гармонического единства и соответствия, когда нет никакой необходимости в устранении чего-либо или в особой концентрации усилий, требующей и создающей дискомфортную напряженность. И не случайно известный психолог У. Кеннон считал состояние гомеостаза проявлением «мудрости тела». Испытывая потребность в удовлетворении той или иной потребности, что неодолимо приводит к изменениям, организм как целостность стремится сохранить или создать гомеостазное «статус-кво» и не то что задержать развитие вообще, а удержать как можно дольше наступившее гомеостазное состояние. И именно оно является определенным, столь необходимым организму этапом достигнутой развитости. С этих позиций, в качестве определенной методологии, автор рассматривает противоречие между теориями репродуктивного и развивающего обучения.

Литература:

1. Турбовской Я.С. Взаимодействие педагогической науки и системы отечественного образования как управляемый процесс [Текст]: монография / Я.С. Турбовской. — М.: Изд. Центр ИЭТ, 2012. — 276 с.

2. Турбовской Я.С. Каким должно быть современное образование? // Ученый совет. — 2019. — № 1. — С. 26.

3. Турбовской Я.С. Невыявленная парадоксальность «подсознательного» как гносеологическое предостережение и угроза общественному сознанию: позиция педагога // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2018. № 3. — С. 2.

4. Турбовской Я.С. Русский язык: между неприязнью и любовью. Монография. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 247 с.

5. Турбовской Я.С. Современные проблемы педагогики и образования. Монография. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 320 с.

1. Turbovskoy YA.S. Vzaimodeystviye pedagogicheskoy nauki i sistemy otechestvennogo obrazovaniya kak upravlyayemyy protsess [Tekst]: monografi ya / YA.S. Turbovskoy. — M.: Izd. Tsentr IET, 2012. — 276 s.

2. Turbovskoy YA.S. Kakim dolzhno byt' sovremennoye obrazovaniye? // Uchenyy sovet. — 2019. — № 1. — S. 26.

3. Turbovskoy YA.S. Nevyyavlennaya paradoksal'nost' «podsoznatel'nogo» kak gnoseologicheskoye predosterezheniye i ugroza obshchestvennomu soznaniyu: pozitsiya pedagoga // Nauchnyye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. — 2018. № 3. — S. 2.

4. Turbovskoy YA.S. Russkiy yazyk: mezhdu nepriyazn'yu i lyubov'yu. Monografiya. — M.: INFRA-M, 2019. — 247 s.

5. Turbovskoy YA.S. Sovremennyye problemy pedagogiki i obrazovaniya. Monografiya. — M.: INFRA-M, 2020. — 320 s.

Процесс обучения можно рассмотреть в контексте такого понятия, чаще всего применяющегося в биологии, как гомеостаз. Если репродуктивное образование, с позиции его критиков, тормозит развитие, то этим самым оно как бы способствует сохранению гомеостазного состояния и очевидно соответствует адаптивному приспособлению к оказываемым на психику ученика влияниям, в то время как развивающее образование изначально стремится к разрушению любых гомеостазных состояний, используя для этого интенсификацию учебного процесса за счет повышения уровня трудности предлагаемых ученику заданий.

И получается, что в первом случае, с позиций репродуктивного образования, мы стремимся усилить адаптивные способности психики ребенка, укрепляя тем самым его генетическую устремленность к гомеостазу, во втором же — с позиций развивающего обучения мы стремимся делать все, что возможно, для разрушения уже существующего гомеостаза. И следовательно, в первом случае дидактика строит свои отношения с ребенком природосообразно, укрепляя гомеостаз, во втором — игнорируя природосообразность, противопоставляет действующим внутренним механизмам психики ребенка свои — придуманные, найденные, усовершенствованные, но внешние влияния.

Нетрудно понять, что в первом случае радикальных подвижек не может быть по определению, а во втором — если исходить из обязательности положительных изменений, они возможны только как исключения. При том, что принципиально важно — достигаемые и в первом, и во втором случаях за счет больших усилий со стороны как учеников, так и учителей.

И традиционная методическая опора на присущее психике ребенка стремление к гомеостазу, как и активное противопоставление этому природному стремлению на основе интенсификации обучения, при всей их очевидной противоречивости в действительности исторически обусловлена. Это буквально вынужденные подходы к практическому осуществлению целенаправленного учебного процесса. Учить-то надо. Но в то же время эти подходы, не имея для этого необходимых закономерностных основ, в одинаковой степени фундаментально несостоятельны и, по определению, неспособны обеспечить в условиях массовой практики непрерывное усиление познавательной активности ребенка и нарастающее стремление овладеть родным языком [4].

Для Цитирования:
Турбовской Яков Семенович, Обучение и гомеостазные хитрости психики. Ученый совет. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: