Процесс обучения можно рассмотреть в контексте такого понятия, чаще всего применяющегося в биологии, как гомеостаз. Если репродуктивное образование, с позиции его критиков, тормозит развитие, то этим самым оно как бы способствует сохранению гомеостазного состояния и очевидно соответствует адаптивному приспособлению к оказываемым на психику ученика влияниям, в то время как развивающее образование изначально стремится к разрушению любых гомеостазных состояний, используя для этого интенсификацию учебного процесса за счет повышения уровня трудности предлагаемых ученику заданий.
И получается, что в первом случае, с позиций репродуктивного образования, мы стремимся усилить адаптивные способности психики ребенка, укрепляя тем самым его генетическую устремленность к гомеостазу, во втором же — с позиций развивающего обучения мы стремимся делать все, что возможно, для разрушения уже существующего гомеостаза. И следовательно, в первом случае дидактика строит свои отношения с ребенком природосообразно, укрепляя гомеостаз, во втором — игнорируя природосообразность, противопоставляет действующим внутренним механизмам психики ребенка свои — придуманные, найденные, усовершенствованные, но внешние влияния.
Нетрудно понять, что в первом случае радикальных подвижек не может быть по определению, а во втором — если исходить из обязательности положительных изменений, они возможны только как исключения. При том, что принципиально важно — достигаемые и в первом, и во втором случаях за счет больших усилий со стороны как учеников, так и учителей.
И традиционная методическая опора на присущее психике ребенка стремление к гомеостазу, как и активное противопоставление этому природному стремлению на основе интенсификации обучения, при всей их очевидной противоречивости в действительности исторически обусловлена. Это буквально вынужденные подходы к практическому осуществлению целенаправленного учебного процесса. Учить-то надо. Но в то же время эти подходы, не имея для этого необходимых закономерностных основ, в одинаковой степени фундаментально несостоятельны и, по определению, неспособны обеспечить в условиях массовой практики непрерывное усиление познавательной активности ребенка и нарастающее стремление овладеть родным языком [4].