Дата поступления рукописи в редакцию: 10.06.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 21.06.2023.
В последние несколько лет отмечается всё более динамичное развитие инклюзивных процессов на разных уровнях образования. Это находит выражение в увеличении доли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях общего типа, в том числе «массовых» школах. Учащиеся с нарушениями развития (разных нозологических групп) интегрируются в классы нормотипичных ровесников, сохраняя за собой право на получение бесплатной коррекционной, реабилитационной, психокоррекционной и иных видов помощи со стороны мультидисциплинарной команды специалистов, включая медицинских работников и дефектологов разной профильной направленности, психологов и социальных педагогов.
Триггером, детерминировавшим интенсификацию инклюзивных практик, со всей справедливостью следует считать целый ряд факторов. Прежде всего, это смена вектора государственной образовательной политики, в основу которой положена идея о предоставлении всем без исключения равных прав на получение качественного и доступного образования — в противовес сегрегации в аспекте состояния здоровья, в частности, по факту инвалидности; переосмысление обществом положения человека в социокультурном пространстве, осознание значимости социализации и инкультурации каждой личности; достижения современной науки, включая медицинское знание, что, помимо прочего, обеспечило минимизацию негативного влияния ряда патологий на качество жизни субъектов (например, в связи с проведением операций по кохлеарной имплантации); активизация позиции родителей в вопросах воспитания детей, выбора для них образовательной модели.
В связи с развитием инклюзивных процессов, закреплением инклюзивного образования на законодательном уровне в фокусе внимания научных, педагогических сообществ, родительской общественности оказались вопросы, касающиеся поиска решений, обеспечивающих успешную интеграцию обучающихся с ОВЗ в коллективы здоровых сверстников. Специалисты в области медицины активизировали работу в направлении определения системы требований к образовательной среде, которая должна содействовать сохранению и укреплению здоровья школьников.