По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.3 DOI:10.33920/MED-12-2308-01

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья как жертвы буллинга в инклюзивной школьной практике

Четверикова Т.Ю. https://orcid.org/0009‑0000‑5286‑2460, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дефектологического образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет», Россия, г. Омск, набережная Тухачевского, 14, e-mail: tata634518@mail.ru, телефон 89136114075

Автором статьи актуализирована проблема буллинга в отношении подростков с ограниченными возможностями здоровья со стороны их нормативно развивающихся ровесников, обучение которых осуществляется совместно — в системе инклюзивного образования. В статье представлены результаты проведённого исследования. Основной формой его реализации был устный опрос. Участниками исследования явились 48 школьников с нарушениями развития. Они составили группу риска в качестве жертв буллинга. Статус жертвы буллинга подтверждён у 70,8 % учеников. Они систематически подвергаются агрессивному воздействию, которое инициируется их здоровыми сверстниками в условиях инклюзивной школьной практики. Сообщается, что среди форм агрессивного воздействия на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья доминируют вербальные. Связь между нозологической группой и риском стать жертвой буллинга отрицается. Агрессивным действиям со стороны здоровых школьников могут быть подвержены их одноклассники с различными нарушениями развития. Однако чаще жертвами буллинга становятся ученики с сенсорными и ментальными нарушениями. Буллинг наносит вред физическому, нравственному, психическому здоровью учеников. Риски возникновения буллинга в инклюзивной школьной практике снижаются, если обучающиеся с нормальным и нарушенным развитием объединены в одном коллективе с самого начала их совместной учебной деятельности. Автором отмечается, что условием профилактики и противодействия буллингу в инклюзивной школьной среде является формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса и инклюзивных традиций в образовательной организации. Одновременно с этим при выборе инклюзивной практики как образовательной модели для ученика с нарушениями развития важен учёт его психологической готовности к совместному обучению с нормотипичными ровесниками.

Литература:

1. Кузьмина О.С. Научно-методическое сопровождение педагогов по вопросам организации инклюзивного офлайн и онлайн-образования. Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево; 2022: 193–198.

2. Соловьева Т.А. Новые требования к организации основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: первые результаты и задачи апробации. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2019; № 8: 13–17.

3. Жданова Л.А., Бобошко И. Е., Молькова Л.К. Медико-социальные аспекты психического здоровья детей и подростков, возможности его охраны и укрепления. Вестник Ивановской медицинской академии. 2020; № 2: 11–17.

4. Olweus D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do (Understanding Children’s Worlds). Oxford UK: Blackwell Publishers. 1993. 140 p.

5. Aldridge J.M., Mcchesney K., Afari E. Relationships between School Climate, Bullying and Delinquent Behaviours. Learning Environments Research. 2018; Vol. 21. No 2: 153–172.

6. Mucherah W., Finch H., White T., Thomas K. The Relationship of School Climate, Teacher Defending and Friends on Students’ Perceptions of Bullying in High School. Journal of Adolescence. 2018; Vol. 62. January: 128–139.

7. Longobardi C., Iotti N.O., Jungert T., Settanni M. Student-Teacher Relationships and Bullying: The Role of Student Social Status. Journal of Adolescence. 2018; Vol. 63. February: 1–10.

8. Новикова М.А., Реан А.А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования. Вопросы образования. 2019; № 2: 78–97.

9. Хломов К.Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков. Психология и право. 2019; т. 9. № 2: 276–295.

10. Соловьёв Д.Н. Потенциал первичного коллектива в профилактике буллинга среди подростков. Теория и практика общественного развития. 2015; № 4: 149–151.

11. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов. Социологические исследования. 2003; № 5: 100–106.

1. Kuzmina O. S. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov po voprosam organizatsii inkliuzivnogo oflain i onlain-obrazovaniia [Scientific and methodological support of teachers on the organization of inclusive offline and online education]. Inkliuzivnoe obrazovanie: teoriia i praktika [Inclusive Education: Theory and Practice]: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference. Orekhovo-Zuevo; 2022: 193–198. (In Russ.)

2. Solovieva T.A. Novye trebovaniia k organizatsii osnovnogo obshchego obrazovaniia obuchaiushchikhsia s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia: pervye rezultaty i zadachi aprobatsii [New requirements for the organization of basic general education for learners with limited health abilities: the first results and tasks of testing]. Vospitanie i obuchenie detei s narusheniiami v razvitii [Education and Upbringing of Children with Disabilities]. 2019; 8: 13–17. (In Russ.)

3. Zhdanova L.A., Boboshko I. E., Molkova L.K. Mediko-sotsialnye aspekty psikhicheskogo zdorovia detei i podrostkov, vozmozhnosti ego okhrany i ukrepleniia [Medical and social aspects of psychic health in children and adolescents: possibilities of its prevention and strengthening]. Vestnik Ivanovskoi meditsinskoi akademii [Bulletin of the Ivanovo Medical Academy]. 2020; 2: 11–17. (In Russ.)

4. Olweus D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do (Understanding Children's Worlds). Oxford UK: Blackwell Publishers. 1993. 140 p.

5. Aldridge J.M., Mcchesney K., Afari E. Relationships between School Climate, Bullying and Delinquent Behaviours. Learning Environments Research. 2018; 21 (2): 153–172.

6. Mucherah W., Finch H., White T., Thomas K. The Relationship of School Climate, Teacher Defending and Friends on Students’ Perceptions of Bullying in High School. Journal of Adolescence. 2018; 62. January: 128–139.

7. Longobardi C., Iotti N.O., Jungert T., Settanni M. Student-Teacher Relationships and Bullying: The Role of Student Social Status. Journal of Adolescence. 2018; 63. February: 1–10.

8. Novikova M.A., Rean A.A. Vliianie shkolnogo klimata na vozniknovenie travli: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt issledovaniia [Influence of school climate on bullying prevalence: Russian and international research experience]. Voprosy obrazovaniia [Educational Issues]. 2019; 2: 78–97. (In Russ.)

9. Khlomov K.D., Davydov D.G., Bochaver A.A. Kiberbulling v opyte rossiiskikh podrostkov [Cyberbullying in the experience of Russian teenagers]. Psikhologiia i pravo [Psychology and Law]. 2019; 9 (2): 276–295. (In Russ.)

10. Soloviev D.N. Potentsial pervichnogo kollektiva v profilaktike bullinga sredi podrostkov [Potential of primary group in prevention of bullying among adolescents]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [Theory and Practice of Social Development]. 2015; 4: 149–151. (In Russ.)

11. Iarskaia-Smirnova E.R., Loshakova I. I. Inkliuzivnoe obrazovanie detei-invalidov [Inclusive education for children with disabilities]. Sociologicheskie issledovaniia [Sociological Research]. 2003; 5: 100–106. (In Russ.)

Дата поступления рукописи в редакцию: 10.06.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 21.06.2023.

В последние несколько лет отмечается всё более динамичное развитие инклюзивных процессов на разных уровнях образования. Это находит выражение в увеличении доли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях общего типа, в том числе «массовых» школах. Учащиеся с нарушениями развития (разных нозологических групп) интегрируются в классы нормотипичных ровесников, сохраняя за собой право на получение бесплатной коррекционной, реабилитационной, психокоррекционной и иных видов помощи со стороны мультидисциплинарной команды специалистов, включая медицинских работников и дефектологов разной профильной направленности, психологов и социальных педагогов.

Триггером, детерминировавшим интенсификацию инклюзивных практик, со всей справедливостью следует считать целый ряд факторов. Прежде всего, это смена вектора государственной образовательной политики, в основу которой положена идея о предоставлении всем без исключения равных прав на получение качественного и доступного образования — в противовес сегрегации в аспекте состояния здоровья, в частности, по факту инвалидности; переосмысление обществом положения человека в социокультурном пространстве, осознание значимости социализации и инкультурации каждой личности; достижения современной науки, включая медицинское знание, что, помимо прочего, обеспечило минимизацию негативного влияния ряда патологий на качество жизни субъектов (например, в связи с проведением операций по кохлеарной имплантации); активизация позиции родителей в вопросах воспитания детей, выбора для них образовательной модели.

В связи с развитием инклюзивных процессов, закреплением инклюзивного образования на законодательном уровне в фокусе внимания научных, педагогических сообществ, родительской общественности оказались вопросы, касающиеся поиска решений, обеспечивающих успешную интеграцию обучающихся с ОВЗ в коллективы здоровых сверстников. Специалисты в области медицины активизировали работу в направлении определения системы требований к образовательной среде, которая должна содействовать сохранению и укреплению здоровья школьников.

Для Цитирования:
Четверикова Т.Ю., Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья как жертвы буллинга в инклюзивной школьной практике. Терапевт. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: