Современные модели социального и человеческого капиталов обращены к решению проблем повышения качества отношений между людьми в процессе трудовой деятельности, а также во всех иных сферах и сообщества в целом. Работа по накоплению и развитию этих капиталов связана с внедрением идей концептуального управления и формированием, развитием модели (само) обучающейся организации (learning organization) — организации, направленной на построение отношений в организации таким образом, чтобы они целенаправленно и постоянно способствовали формированию и развитию членов трудового коллектива как профессионалов, а также как партнеров и личностей и, таким образом, способствовали повышению социального и культурного капиталов организации [1–5]. Социальный капитал — совокупность отношений открытости (доверия), сотрудничества и взаимопомощи, формирующихся и развивающихся во взаимодействиях людей и организаций, обеспечивающий развитие организации и того сообщества, в рамках которого она функционирует. Человеческий капитал — совокупность достижений членов сообщества в сфере их формирования и развития как личностей, партнеров и профессионалов. Человеческие капитал (организации) — также одно из составляющих развития организации и сообщества, для которого или в рамках которого организация была создана и работает. Культурный капитал — совокупность достижений индивидов, сообществ и организаций в сфере становления субъектами культуры: присвоения и творчества культурных ценностей и норм, ведущих к развитию культуры и человеческого сообщества (т. е. совокупность социального и человеческого капитала организации и т. д.).
Обучающаяся организация реализует многоуровневый подход к формированию социального и человеческого капитала, учитывающий рефлексию его прошлого, осознание настоящего и проектирование будущего. В рамках ее деятельности происходит более или менее развернутый и осознанный анализ условий и показателей продуктивности и эффективности накопления и развития человеческого капитала фирм, холдингов, регионов и стран, на макро-, мезо- и микроуровне. системный анализ динамических способностей сотрудников организации и организации в целом может быть использован для разработки организационных, региональных, федеральных и т. д. программ, направленных на создание оптимальных условий формирования и развития человеческого капитала, в практике организаций при построении системы непрерывного профессионального образования персонала/населения, а также выборе методов и технологий обучения и развития людей как личностей и специалистов. Таким образом, качественно-количественные параметры человеческого, социального и культурного капитала, ориентированные на постоянное и динамичное совершенствование социума, организации, ее подразделений и индивидуальных членов, во многом определяют темпы и характер эволюционного развития организационных и регионально-государственных систем различного уровня и масштаба в настоящее время, время перехода к шестому и седьмому «технологическим», а точнее, «технокультурным» или «культурно-техническим» укладам.