По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.101.262:316.454.3

Обучающаяся организация: проблема социального и человеческого капиталов

Мариям Равильевна Арпентьева д-р психол. наук, доцент, академик Международной академии образования, член-корр. Российской академии естествознания (РАЕ), профессор кафедры психологии развития и образования, Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского 248003, ул. Болдина, д. 19, кв. 44 тел. моб.: +7 953 313 4816, Е-mail: mariam_rav@mail.ru

Современные модели социального и человеческого капиталов обращены к решению проблем повышения качества отношений между людьми в процессе трудовой деятельности, а также во всех иных сферах и сообщества в целом. Работа по накоплению и развитию этих капиталов связана с внедрением идей концептуального управления и формированием, развитием модели (само)обучающейся организации. Обучающаяся организация интегрирует и формирует условия для самообучения и взаимного обучения и развития всех своих сотрудников. Она учитывает интересы и потребности сотрудников в развитии их как личностей и профессионалов, а также в развитии организации и сообщества в целом. Обучающаяся организация постоянно находится в процессе самосовершенствования, увеличения динамических качеств, позволяющих ей адаптироваться к изменениям на рынках, в также в окружающем мире в целом, а также (транс)формировать эти изменения и сами знания и умения, позволяющие эффективно и продуктивно действовать в трудовой/корпоративной сфере и жизни в целом.

Литература:

1. Денисова А.В., Дудяшова В.П., Нестерова (Кипень) Н.А. Компании и люди, в них работающие, сами должны создать свое будущее // Управление персоналом. — 2006. — № 20 (150). — C. 38–45.

2. Дудяшова В.П. Этапы становления самообучающейся организации // Вестник Костромского государственного технологического университета. — 2006. — № 2 (14). — С. 109–111.

3. Зоткин А.О., Натейкина Ю.О. Компетентностный подход в управлении персоналом // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 1 (32). — Часть 2. — С. 85–86 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://research-journal.org/economical/kompetentnostnyj-podxod-v-upravlenii-personalom/ (дата обращения: 19.01.2019).

4. Кипень Н.А., Денисова А.В., Дудяшова В.П. Формирование и развитие самообучающейся организации: монография. — Кострома: Изд-во КГТУ, 2008. — 199 с.

5. Конотопов П.Ю. Проблема концептуального управления организационными и общественными системами // Тиара. — 2006. — № 06 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.proanalyst.ru/ tiara/20032/200320.htm (дата обращения: 05.12.2019).

6. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. — М.: Инфра-М», 2002. — С. 293–295.

7. Румизен М.К. Управление знаниями. — М.: АСТ, 2004. — С. 23–24, 310, 314.

8. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. — М.: Олимп-Бизнес, 2011. — 417 с.

9. Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений. — СПб.: Питер, 2001. — С. 107.

10. Argote L. Organizational Learning:Creating, Retaining and transferring knowledge. New York: Springer Science + Business Media 2013. P. 115–146. doi: 10.1007/978-1-4614-5251-5

11. Argyris C. Overcoming Organizational Defences: Facilitating Organizational Learning. Boston: Allyn & Bacon, 1990. 390 p.

12. Arpentieva M.R., Duvalina O.N., Gorelova I.V. Intersubjective management in aerospace engineering. MATEC Web of Conferences. 2017. Vol. 102. 5th International Forum for Young Scientists “Space Engineering”. 12-14 April 2017. / V. Borikov, S. Uchaikin, P. Baranov, V. Ivanova, A. Dolgih and A. Ignatovskaya (Eds.) — Tomsk: EDP Sciences, National Instruments Russia Corporation, 2017. №. 01002. Р. 1-5. URL: https://www.matec-conferences. org/articles/matecconf/abs/2017/16/matecconf_se2017_01002/matecconf_se20 01002. (дата обращения: 05.12.19). html doi.org/10.1051/matecconf/201710201002

13. Arpentieva M.R. Intersubjective technologies of the state management // Proceedings of the International conference “InterCarto/InterGIS”. 2016; 2 (22): 19–27.

14. Arpentieva M.R., Panichkina V.V. Participation and models of intersubjective management in the sphere of culture // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). Vol. LIX, P. 960-967. https://dx.doi. org/10.15405/epsbs(2357-1330).2019.4.1

15. Minigalieva M.R., Gorelova I.V., Harchevnikova E.V. Foresight-audit of management’s systems in aerospace engineering // MATEC Web Conference. 2018. Vol. 158. 6th International Forum for Young Scientists “Space Engineering”. 17-19 April 2018. (Electronic Edition) / V. Borikov, S. Uchaikin, P. Baranov, V. Ivanova, A. Dolgih, I. Minin and O. Minin (Eds.). — Tomsk: National Instruments Russia Corporation, 2018. № 01011 Р. 1-5. https://doi. org/10.1051/matecconf/201815801011

16. Muth J.F. Search theory and the manufacturing progress function // Management Science. August 1986. Vol 32 (8). P. 948–962. doi:10.1287/mnsc.32.8.948.

17. Pedler M. Action learning: its origins and principles // Pedler, M. (ed.) Action Learning for Managers London: Lemos & Crane, 1996. P. 7-23.

18. Pedler M. and Hsu, S.-W. Unlearning, critical action learning and wicked problems / M. Pedler and S.-W. Hsu // Action Learning: Research and Practice . 2014. Vol. 11(3). P. 296-310.

19. Senge P.M. The Fifth Discipline: The art and practice of the learning organization. New York: Doubleday, 1990. 420 p.

Современные модели социального и человеческого капиталов обращены к решению проблем повышения качества отношений между людьми в процессе трудовой деятельности, а также во всех иных сферах и сообщества в целом. Работа по накоплению и развитию этих капиталов связана с внедрением идей концептуального управления и формированием, развитием модели (само) обучающейся организации (learning organization) — организации, направленной на построение отношений в организации таким образом, чтобы они целенаправленно и постоянно способствовали формированию и развитию членов трудового коллектива как профессионалов, а также как партнеров и личностей и, таким образом, способствовали повышению социального и культурного капиталов организации [1–5]. Социальный капитал — совокупность отношений открытости (доверия), сотрудничества и взаимопомощи, формирующихся и развивающихся во взаимодействиях людей и организаций, обеспечивающий развитие организации и того сообщества, в рамках которого она функционирует. Человеческий капитал — совокупность достижений членов сообщества в сфере их формирования и развития как личностей, партнеров и профессионалов. Человеческие капитал (организации) — также одно из составляющих развития организации и сообщества, для которого или в рамках которого организация была создана и работает. Культурный капитал — совокупность достижений индивидов, сообществ и организаций в сфере становления субъектами культуры: присвоения и творчества культурных ценностей и норм, ведущих к развитию культуры и человеческого сообщества (т. е. совокупность социального и человеческого капитала организации и т. д.).

Обучающаяся организация реализует многоуровневый подход к формированию социального и человеческого капитала, учитывающий рефлексию его прошлого, осознание настоящего и проектирование будущего. В рамках ее деятельности происходит более или менее развернутый и осознанный анализ условий и показателей продуктивности и эффективности накопления и развития человеческого капитала фирм, холдингов, регионов и стран, на макро-, мезо- и микроуровне. системный анализ динамических способностей сотрудников организации и организации в целом может быть использован для разработки организационных, региональных, федеральных и т. д. программ, направленных на создание оптимальных условий формирования и развития человеческого капитала, в практике организаций при построении системы непрерывного профессионального образования персонала/населения, а также выборе методов и технологий обучения и развития людей как личностей и специалистов. Таким образом, качественно-количественные параметры человеческого, социального и культурного капитала, ориентированные на постоянное и динамичное совершенствование социума, организации, ее подразделений и индивидуальных членов, во многом определяют темпы и характер эволюционного развития организационных и регионально-государственных систем различного уровня и масштаба в настоящее время, время перехода к шестому и седьмому «технологическим», а точнее, «технокультурным» или «культурно-техническим» укладам.

Для Цитирования:
Мариям Равильевна Арпентьева, Обучающаяся организация: проблема социального и человеческого капиталов. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: