В настоящий момент подъемные сооружения являются неотъемлемой частью любого современного промышленного производства. Их использование для подъёма и перемещения грузов позволяет оптимизировать производственные процессы, повышать уровень безопасности труда.
Одним из основных требований при эксплуатации является содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии с обеспечением безопасных условий работы путем внедрения и реализации системы надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта [1]. Важным фактором надежной эксплуатации остается контроль состояния и проведение обследований крановых путей и строительных конструкций, воспринимающих и передающих нагрузки при эксплуатации подъёмных сооружений.
В большинстве случаев доступ к объектам диагностики возможен, и выполнение процедуры контроля состояния рельсовых путей кранов обеспечивается путем внешнего осмотра элементов с проверкой их наличия и состояния, а также замеров геометрических параметров. Известна практика применения автоматизированных диагностических комплексов как импортного, так и отечественного производства [3, 4].
Гораздо сложней стоит вопрос оценки состояния рельсового пути подвесных подъемных сооружений. Основным препятствующим фактором является отсутствие свободного доступа для осмотра на всей длине и, как следствие, необходимость привлечения дополнительных средств: автомобильных подъемников, установки вышек — тура, специальных приспособлений и т.д. (рис. 1). Приведенные способы не всегда реализуемы по причинам, связанным с особенностями условий эксплуатации и наличием технологического оборудования в зоне проведения работ (рис. 2).
Помимо технических факторов, дополнительно фокус с планирования действий по контролю состояния путей был снят после вывода из области распространения Федеральных норм и правил (ФНП) [1] ряда подъемных сооружений, основную часть которых составляет подвесное грузоподъемное оборудование.
В соответствии с рекомендациями [2] основными направлениями обследования крановых путей являются: