По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 615.19, 615.012/.014 DOI:10.33920/med-13-2502-01

Общий подход к обучению персонала фармацевтического производства

Седова Мария Константиновна канд. фарм. наук, научный сотрудник лаборатории технологии лекарственных препаратов, ФГБНУ «ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий», Российская Федерация, 125315, Москва, Балтийская, 8, 89165419646, orcid.org/0000-0002-2578-9437, sedova_mk@academpharm.ru
Блынская Евгения Викторовна д-р фарм. наук, заведующий лаборатории технологии лекарственных препаратов, ФГБНУ «ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий», Российская Федерация, 125315, Москва, Балтийская, 8, orcid.org/0000-0002-9494-1332, blynskaya_ev@academpharm.ru
Гаврилов Дмитрий Игоревич младший научный сотрудник лаборатории технологии лекарственных препаратов, ФГБНУ «ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий», Российская Федерация, 125315, Москва, Балтийская, 8, orcid.org/0000-0001-8821-4174, gavrilov_di@academpharm.ru
Тишков Сергей Валерьевич кандидат фарм. наук, ведущий сотрудник лаборатории технологии лекарственных препаратов, ФГБНУ «ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий», Российская Федерация, 125315, Москва, Балтийская, 8, orcid.org/0000-0002-8321-6952, tishkov_sv@academpharm.ru
Маркеев Владимир Борисович канд. фарм. наук, старший научный сотрудник лаборатории технологии лекарственных препаратов, ФГБНУ «ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий», Российская Федерация, 125315, Москва, Балтийская, 8, orcid.org/0000-0003-2930-9397, markeev_vb@academpharm.ru
Виноградов Владимир Павлович младший научный сотрудник лаборатории технологии лекарственных препаратов, ФГБНУ «ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий», Российская Федерация, 125315, Москва, Балтийская, 8, orcid.org/0000-0001-8726-6407, vinogradov_vp@academpharm.ru
Алексеев Константин Викторович д-р фарм. наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории технологии лекарственных препаратов, ФГБНУ «ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий», Российская Федерация, 125315, Москва, Балтийская, 8, orcid.org/0000-0003-3506-9051, alekseev_kv@academpharm.ru
Дорофеев Владимир Львович д-р фарм. наук, профессор, и.о. генерального директора, ФГБНУ «ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий», Российская Федерация, 125315, Москва, Балтийская, 8, orcid.org/0009-0004-3584-3742

На сегодняшний день надлежащее производство лекарственных средств по Good Manufacturing Practice (GMP) во многом зависит от профессиональной подготовки сотрудников фармацевтического производства. В статье описаны основные подходы к подбору, обучению сотрудников фармацевтических предприятий и методы оценки знаний персонала.

Литература:

1. Зайнетдинова И. Ф. Оценка деятельности работников организации

2. Федотов А. Е. Основы GMP: производство лекарственных средств. М.: АСИНКОМ, 2012. — 583 с.

3. Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза. Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского Экономического Союза: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2014 г. N 77.

4. Люлина Н. В., Адамова И. Обучение персонала фармацевтического предприятия. Практикум по GMP // Ремедиум. Практикум по GMP. 2003. С. 68–71.

5. Joy McGovern, Michael Linderman, Monica Vergara, Stacey Murphy, Linda Barker, Rodney Warrenfeltz. Maximizing the Impact of Executive Coaching: behavioral Change, Organizational Outcomes, and Return on Investment. — The Manchester Rewiew. — № 1. — Vol.6. — 2001.

6. Kirkpatrick, D. L. A Practical Guide for Effective Evaluation of Training Programs [Text] / Donald L. Kirkpatrick, James D. Kirkpatrick. — San Francisko, etc.: Berrett-Koehler Publisher, Inc., 2007–169 p.

7. Knowles, M. S. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development [Text] / M. S. Knowles, E. E. Holton III, R. A. Swanson. — 6th edition. — London; New York.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005–390 p.

8. Свистунов A. А. и др. Профессиональные стандарты в области промышленной фармации // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. 2015. № 10. С. 12–19.

9. Петрова В. А. Сафронова Ж. С. Особенности обучения и повышения квалификации персонала на фармацевтическом предприятии // Международный научный журнал «Современная школа России. Вопросы модернизации». Москва. 2021. № 5 (36). С. 65–66.

10. Руководство Р 2.2.2006–05 от 1 ноября 2005 г. «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

11. Приказ МЧС РФ от 18 ноября 2021 N 806 «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»

12. Сафронова, Ж. С. Разработка модели геймификации системы обучения и повышения квалификации производственного персонала фармацевтического предприятия / Ж. С. Сафронова, И. О. Генкин // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 1

13. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2023 N 458н «Об утверждении порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

14. ГОСТ 12.0.004–2015. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. М., 2016. V, 41 с. (Система стандартов безопасности труда).

15. ГОСТ 12.0.230–2007. Система управления охраной труда. Общие требования. М., 2007. IV, 16, 9 с. (Система стандартов безопасности труда).

16. ГОСТ 12.0.230.1–2015. Система управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230–2007. М., 2016. VI, 42 с. (Система стандартов безопасности труда).

17. ГОСТ 12.0.230.2–2015. Система управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования. М., 2016. V, 25 с. (Система стандартов безопасности труда).

18. ГОСТ 12.0.002–2014. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения. М., 2019. 28 с.

19. Федеральный закон от 22 октября 2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

1. Zainetdinova I. F. Otsenka deiatelnosti rabotnikov organizatsii [Assessment of the activities of organization employees]. (In Russ.)

2. Fedotov A. E. Osnovy GMP: proizvodstvo lekarstvennykh sredstv [Basics of GMP: production of medicinal products]. Moscow: ASINKOM, 2012. — 583 p. (In Russ.)

3. On Approval of the Rules of Good Manufacturing Practice of the Eurasian Economic Union. Agreement on Unified Principles and Rules for the Circulation of Medicinal Products within the Framework of the Eurasian Economic Union: Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated December 23, 2014, No. 77. (In Russ.)

4. Liulina N. V., Adamova I. Obuchenie personala farmatsevticheskogo predpriiatiia. Praktikum po GMP [Training of personnel in the pharmaceutical enterprise. Practical training on GMP] // Remedium. Praktikum po GMP [Remedium. Practical Training on GMP]. 2003. P. 68–71. (In Russ.)

5. Joy McGovern, Michael Linderman, Monica Vergara, Stacey Murphy, Linda Barker, Rodney Warrenfeltz. Maximizing the Impact of Executive Coaching: Behavioral Change, Organizational Outcomes, and Return on Investment. — The Manchester Review. — No. 1. — Vol. 6. — 2001.

6. Kirkpatrick, D. L. A Practical Guide for Effective Evaluation of Training Programs [Text] / Donald L. Kirkpatrick, James D. Kirkpatrick. — San Francisco, etc.: Berrett-Koehler Publisher, Inc., 2007–169 p.

7. Knowles, M. S. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development [Text] / M. S. Knowles, E. E. Holton III, R. A. Swanson. — 6th edition. — London; New York: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005–390 p.

8. Svistunov A. A. et al. Professionalnye standarty v oblasti promyshlennoi farmatsii [Professional standards in the field of industrial pharmacy] // Remedium. Zhurnal o rossiiskom rynke lekarstv i meditsinskoi tekhniki [Remedium. Journal about the Russian Market of Medicines and Medical Equipment]. 2015. No. 10. P. 12–19. (In Russ.)

9. Petrova V. A., Safronova Zh. S. Osobennosti obucheniia i povysheniia kvalifikatsii personala na farmatsevticheskom predpriiatii [Features of training and professional development of personnel in a pharmaceutical enterprise] // International Scientific Journal «Sovremennaia shkola Rossii. Voprosy modernizatsii» [Modern School of Russia. Issues of Modernization]. Moscow. 2021. No. 5 (36). P. 65–66. (In Russ.)

10. Guidance R 2.2.2006–05 dated November 1, 2005 «Guidelines for the Hygienic Assessment of Environmental Factors and Labor Processes. Criteria and Classification of Working Conditions.» (In Russ.)

11. Order of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation dated November 18, 2021, No. 806 «On Determining the Procedure, Types, and Terms of Training for Persons Engaged in Labor or Service Activities in Organizations, on Fire Safety Instruction Programs, Requirements for the Content of Such Programs, and Categories of Persons Undergoing Training in Additional Professional Programs in the Field of Fire Safety.» (In Russ.)

12. Safronova Zh. S., Genkin I. O. Razrabotka modeli geimifikatsii sistemy obucheniia i povysheniia kvalifikatsii proizvodstvennogo personala farmatsevticheskogo predpriiatiia [Development of a gamification model for the training and professional development system of production personnel in a pharmaceutical enterprise] / Zh. S. Safronova, I. O. Genkin // Vestnik evraziiskoi nauki [Bulletin of Eurasian Science]. — 2022. — Vol. 14. — No. 1. (In Russ.)

13. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated August 31, 2023, No. 458n «On Approval of the Procedure and Terms for Medical and Pharmaceutical Workers to Undergo Certification for Obtaining a Qualification Category.» (In Russ.)

14. GOST 12.0.004–2015. Organization of Labor Safety Training. General Provisions. Moscow, 2016. V, 41 p. (System of Labor Safety Standards). (In Russ.)

15. GOST 12.0.230–2007. Occupational Safety Management System. General Requirements. Moscow, 2007. IV, 16, 9 p. (System of Labor Safety Standards). (In Russ.)

16. GOST 12.0.230.1–2015. Occupational Safety Management System. Guidelines for the Application of GOST 12.0.230–2007. Moscow, 2016. VI, 42 p. (System of Labor Safety Standards). (In Russ.)

17. GOST 12.0.230.2–2015. Occupational Safety Management System. Conformity Assessment. Requirements. Moscow, 2016. V, 25 p. (System of Labor Safety Standards). (In Russ.)

18. GOST 12.0.002–2014. System of Labor Safety Standards. Terms and Definitions. Moscow, 2019. 28 p. (In Russ.)

19. Federal Law dated October 22, 2004, No. 125-FZ «On Archival Affairs in the Russian Federation.» (In Russ.)

Актуальность темы обучения и оценки знаний персонала в современных условиях крайне высока, так как уровень и состояние кадрового потенциала напрямую влияют на качество производимых лекарственных препаратов (ЛП) [1]. Для развития и функционирования фармацевтического предприятия (ФП) необходимо не только профессионально подготовить сотрудников, но и разработать подходящие методы оценки знаний персонала, стандартные операционные процедуры (СОП), план и программу профессионального развития по обучению для каждого сотрудника и (или) должности.

Основная цель обучения, подготовки и переподготовки сотрудников заключается в обеспечении ФП квалифицированным персоналом.

Все затраты на развитие производства бесполезны, если персонал, работающий на производстве, профессионально не подготовлен [2]. Подбор, обучение и контроль над сотрудниками являются ключевыми факторами в обеспечении качества ЛП. При прохождении обучения должны подробно разъясняться и обсуждаться принципы фармацевтической системы качества (ФСК), а также все меры, которые улучшают их понимание. Прежде всего, персонал нужно привлекать к активному участию в развитии и совершенствовании ФСК на производстве.

Сотрудники ФП, как правило, имеют специализированное фармацевтическое или инженерно-техническое образование, что позволяет им лучше разбираться во всех тонкостях создания и производства ЛС. Целью данной статьи является обзор основных подходов к обучению сотрудников непосредственно на ФП, систематизация этого процесса в целом, а также анализ и контроль полученных персоналом знаний.

В правилах Надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза говорится о том, что производитель должен обеспечить обучение персонала, чьи должностные обязанности предполагают пребывание в производственных и складских зонах или контрольных лабораториях (включая технический и обслуживающий персонал, а также сотрудников, проводящих уборку), а также другого персонала, деятельность которого может оказать влияние на качество продукции [3]. Обучение персонала на ФП является одним из ключевых моментов обеспечения качества производимой продукции [2].

Для Цитирования:
Седова Мария Константиновна, Блынская Евгения Викторовна, Гаврилов Дмитрий Игоревич, Тишков Сергей Валерьевич, Маркеев Владимир Борисович, Виноградов Владимир Павлович, Алексеев Константин Викторович, Дорофеев Владимир Львович, Общий подход к обучению персонала фармацевтического производства. Фармацевтическое дело и технология лекарств. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: