Актуальность темы обучения и оценки знаний персонала в современных условиях крайне высока, так как уровень и состояние кадрового потенциала напрямую влияют на качество производимых лекарственных препаратов (ЛП) [1]. Для развития и функционирования фармацевтического предприятия (ФП) необходимо не только профессионально подготовить сотрудников, но и разработать подходящие методы оценки знаний персонала, стандартные операционные процедуры (СОП), план и программу профессионального развития по обучению для каждого сотрудника и (или) должности.
Основная цель обучения, подготовки и переподготовки сотрудников заключается в обеспечении ФП квалифицированным персоналом.
Все затраты на развитие производства бесполезны, если персонал, работающий на производстве, профессионально не подготовлен [2]. Подбор, обучение и контроль над сотрудниками являются ключевыми факторами в обеспечении качества ЛП. При прохождении обучения должны подробно разъясняться и обсуждаться принципы фармацевтической системы качества (ФСК), а также все меры, которые улучшают их понимание. Прежде всего, персонал нужно привлекать к активному участию в развитии и совершенствовании ФСК на производстве.
Сотрудники ФП, как правило, имеют специализированное фармацевтическое или инженерно-техническое образование, что позволяет им лучше разбираться во всех тонкостях создания и производства ЛС. Целью данной статьи является обзор основных подходов к обучению сотрудников непосредственно на ФП, систематизация этого процесса в целом, а также анализ и контроль полученных персоналом знаний.
В правилах Надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза говорится о том, что производитель должен обеспечить обучение персонала, чьи должностные обязанности предполагают пребывание в производственных и складских зонах или контрольных лабораториях (включая технический и обслуживающий персонал, а также сотрудников, проводящих уборку), а также другого персонала, деятельность которого может оказать влияние на качество продукции [3]. Обучение персонала на ФП является одним из ключевых моментов обеспечения качества производимой продукции [2].