По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.01

Общие приемы и методы конструирования машин и механизмов

Тимофеев Г.А. д-р техн. наук, МГТУ им. Р.Э. Баумана, г. Москва

Конструирование представляет собой одну из эмпирико-интуитивных форм творческой деятельности, плохо поддающихся изучению, формализации и алгоритмизации. Конкретные методы конструирования всегда индивидуальны, поэтому очень трудно формулировать однозначные рецепты по их применению.

Паркинсон как-то сказал, что «верблюд — это коллективно спроектированная лошадь», имея в виду, что коллектив не заменит творчески одаренного конструктора при решении конкретных задач. Идеи рождаются одним человеком, поэтому применительно к конструированию с большим основанием можно говорить о коллективном труде, чем о творчестве. Но машины создаются трудом больших коллективов и ответственность каждого члена коллектива весьма велика, так как основной метод решения сложных задач — это преобразование их в простые, решаемые отдельными людьми. Поэтому необходимо учиться работать в коллективе. При отстаивании предложенной идеи важно проявлять выдержку, привлекать фундаментальные материалы для доказательств, не показывая своего превосходства над другими.

Плодотворно работающий коллектив обычно характеризуется особой творческой обстановкой, которая заставляет проектировщиков «думать вслух», позволяет всем глубже знакомиться с процессами мышления и проникать в суть стоящей проблемы.

Не следует бояться авторитетов, так как творческие идеи не нуждаются в поддержке. Но в то же время резкая критика хороших идей — самый верный способ погубить их. Эдисон говорил, что «общество никогда не бывает готово к тому, чтобы принять какое-то изобретение», поэтому нужно проявлять выдержку, чтобы идеи были поняты и приняты.

Есть точка зрения, что конструированию нельзя научиться, а можно лишь развивать врожденные способности, т.е. конструктором нужно родиться. Не будем оспаривать небезосновательное утверждение и попытаемся обобщить некоторые методы, помогающие конструктору развивать свои врожденные способности.

Основная трудность творческого процесса конструирования — это восприятие всей проблемы сразу. Нужно видеть будущие трудности при том или другом варианте как конструктивного плана (размещении, герметизации, подводе питания и др.), так и технологического (возможности изготовления, сборки, условия ремонта и др.). Безусловно, увидеть проблему «целиком» до мелочей не дано никому, но выделить главные звенья уже на ранней стадии хорошему конструктору, как правило, удается Принимать решения на ранней стадии всегда приходится при дефиците информации, поэтому часто опыт и интуицию нельзя заменить знаниями.

Для Цитирования:
Тимофеев Г.А., Общие приемы и методы конструирования машин и механизмов. Конструкторское Бюро. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: