Сочетание хронического неврологического заболевания с психическими расстройствами традиционно привлекает внимание большого количества исследователей. Среди множества коморбидных патологий значительный интерес представляет изучение аффективных расстройств у больных с диагнозом «рассеянный склероз» [1, 2, 3].
Рассеянный склероз (РС) представляет собой хроническое демиелинизирующее заболевание нервной системы с аутоимунно-воспалительным генезом, которое на данный момент остается неизлечимым и неизбежно приводит к инвалидности. Высока экономическая и социальная значимость заболевания, поскольку оно поражает прежде всего трудоспособное население, отличается значительной гетерогенностью симптоматики и, как правило, имеет неблагоприятное прогрессирующее течение [4, 5].
Согласно литературе, развитию РС могут способствовать различные факторы риска. К экзогенным в настоящее время относят влияние инфекционных агентов, недостатка витамина Д, эндокринных расстройств, особенностей климатогеографической принадлежности, к эндогенным — наличие полигенетической предрасположенности к заболеванию [6]. Широко обсуждается связь патогенетических механизмов развития рассеянного склероза и других аутоиммунных заболеваний — псориаза, сахарного диабета 1 типа, аутоиммунного тиреоидита, миастении. В том числе интерес представляет иммунная дисрегуляция, возникающая при этих патологиях [7].
Мозговая дисфункция, наблюдаемая при РС является одной из причин формирования аффективных расстройств, хотя возникать они могут не только как следствие демиелинизирующего заболевания, но и как самостоятельная нозология, предшествующая и сопровождающая заболевание [8, 9].
Проблема коморбидности аффективных расстройств и РС является актуальным вопросом современной психиатрии и неврологии, что подтверждает необходимость дальнейшего изучения патогенетических механизмов и особенностей проявления данных патологий в совокупности, а также создает предпосылки к использованию персонализированного подхода в отношении конкретных пациентов со своевременным выявлением и ранней коррекцией аффективных нарушений.