Пассажирский транспорт должен быть максимально безопасен, и в этом ему может помочь искусственный интеллект. Повсеместное внедрение систем помощи водителю ADAS (advanced driver-assistance systems) позволит снизить аварийность и количество ДТП с участием пассажирского транспорта. Как это работает?
По бокам автобуса или трамвая устанавливаются радары и камеры. Система отслеживает аварийные ситуации и предупреждает водителя об опасности. Например, если ребенок выбежит на дорогу сбоку от автобуса, водитель может просто не заметить его. А система увидит объект и сообщит об опасности. Это позволит сократить количество происшествий, вызванных недостаточностью внимания водителя. ADAS контролирует «слепые зоны», анализирует встречное движение, контролирует перестроения автобуса и т.д. Сейчас такие системы используются на московском транспорте в тестовом режиме. А вот в Европе уже в ближайшие годы они станут обязательны. Планируется, что в ближайшем будущем искусственный интеллект сможет не только предупредить водителя о риске ДТП, но и самостоятельно среагировать — не даст водителю тронуться или применит плавное торможение.
Еще одним фактором риска является состояние водителя. Длительность рабочей смены, постоянное напряжение, плотный поток из автомобилей, внушительные пробки, присутствующие в каждом мегаполисе — все это способствует усталости и влияет на концентрацию внимания. К тому же, привыкая к ежедневному стрессу за рулем, водители нередко позволяют себе отвлекаться на перекус или мобильный телефон. Это резко повышает риск возможной аварии. Поэтому необходимы системы, контролирующие поведение водителя за рулем и состояние его здоровья. Сегодня отчасти эту функцию выполняют тахографы. Они анализируют длительность смены, но не контролируют состояние здоровья водителя.
Системы интеллектуальной помощи водителю только пока тестируются, но надеемся, что в ближайшие годы они смогут сделать пассажирский транспорт еще более безопасным.
Городской транспорт стремится стать более комфортным для пассажиров. Таким, чтобы можно было изменить нагрузку, менять маршруты и делать их более гибкими. Например, по будням выпускать больше машин в сторону центра, когда большинство едет в центр на работу. По выходным те же самые люди едут в торговые центры и парки, значит, маршрут должен быть построен с учетом этих обстоятельств. Динамического перераспределения требуют и массовые мероприятия: концерты, футбольные матчи, народные гуляния. Сейчас существуют технологии, позволяющие подсчитывать количество пассажиров в реальном времени. Если мы видим, что автобусы идут с максимальной нагрузкой, следует оперативно добавить машин на маршрут. Чаще всего это можно сделать совершенно безболезненно, просто сняв их с другого маршрута, минимально загруженного на данный момент