По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Общественно-государственный мониторинг как институциональный инструмент общественного сотрудничества в управлении системой образования в условиях гражданского общества

Фурсов Валентин Владимирович кандидат философских наук, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГБОУ ВПО «МГПУ») Россия, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4., E-mail: vfursov@mail.ru

Принципиальная важность задачи разработки и практического использования наиболее эффективных форм общественного сотрудничества между гражданским обществом и государством в области развития системы образования требует создания эффективных инструментов реализации этой задачи. Общественно-государственный управленческий мониторинг образования является одним из наиболее эффективных инновационных средств в этой области.

Литература:

1. Бестужев-Лада И.В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: разработка сценариев // Социологические исследования. — 1993. — № 11. — С. 87–90.

2. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — 150 с.

3. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х т. / Пер. с англ. Н.Н. Марчук. — М.: Вече; АСТ, 1999.

4. Заславская Т.И., Фетисов Э.Н. Социологический мониторинг (беседа с акад. Т.И. Заславской) // Социологические исследования. — 1994. — № 1. — С. 6–12.

5. Некрасов Е.Е., Жужгов И.В. Мониторинг как способ повышения эффективности правового регулирования // Сб. науч. тр. юрид. ф-та. Вып. 4. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.

6. Тюменцев И.О. Проблемы высшей школы в России: тупик или время действий? // Ученый совет. — 2014. — № 5.

7. Theories of Society / Eds. T. Parsons, E. Shils, K.D. Nalgell, F.R. Pitto. — Vol. 1. — 1960.

Система образования должна формироваться обществом и работать в его интересах. Общество — это базовое понятие в социальных науках, имеет много определений в рамках различных парадигм понимания его философской сущности. В частности, социологический словарь дает такое определение понятию «общество»: «Общество — совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Общество — структурно или генетически определенный тип (род, вид, подвид и т.п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность или относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т.п.) устойчивой целостности. Общество — это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми, в процессе практически-хозяйственной деятельности, в процессе социальной жизни» [1, с. 87–90]. О. Конт понимал общество как сложную, объемную, многоуровневую, открытую органическую систему, основанную на коллективной деятельности людей. Содержание понятия, данное выше, сочетается и с другими определениями. В любом случае общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

В приведенных определениях понятия «общество» выделяются два основных значения. В широком смысле общество можно определить как систему всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей (например, в выражениях «современное общество» или «феодальное общество»). В узком понимании слово «общество» употребляют для обозначения любых типов или видов социальных групп, количество и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей («российское общество», «научное сообщество» и т.д.). Оба эти подхода объединены пониманием того, что человек является «общественным существом» и может полноценно жить только внутри некоего коллектива, ощущая свое единство с другими людьми. Эти коллективы образуют иерархию — от наиболее крупномасштабного, человечества в целом как самой большой системы взаимодействия, до профессиональных, семейных и иных малых групп.

Для Цитирования:
Фурсов Валентин Владимирович, Общественно-государственный мониторинг как институциональный инструмент общественного сотрудничества в управлении системой образования в условиях гражданского общества. Ученый совет. 2015;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: