По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.52 DOI:10.33920/med-05-2305-04

Общение с пациентом как залог успешного сестринского ухода

Черная Татьяна Константиновна старшая медицинская сестра онкологического отделения (торакальная онкология), ГБУЗ «Самарский областной клинический онкологический диспансер», 443031, г. Самара, ул. Солнечная, 50, e-mail: CHernayaTK@samaraonko.ru, https://orcid.org/0009-0006-6686-708X
Пятикоп Вероника Михайловна главная медицинская сестра, ГБУЗ «Самарский областной клинический онкологический диспансер», 443031, г. Самара, ул. Солнечная, 50, e-mail: PyatikopVM@samaraonko.ru, https://orcid.org/0000-0001-5407-8047

В статье описана важность общения медицинской сестры с пациентом, современные методы ухода за пациентом, основы грамотной беседы, соблюдение этики, правила установления контакта между медицинским персоналом и пациентом.

Литература:

1. Герасименко В. H. Реабилитация онкологических больных: Учеб. Пособие /В. Н. Герасименко. — Москва: Медицина. — 1998; 271 с.

2. Клинические рекомендации «Падения у пациентов пожилого и старческого возраста» /Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация геронтологов и гериатров», Общественная организация «Российская ассоциация по остеопорозу». — 2020; 64 с.

3. Павлов Ю. Д. Медицинская этика: руководство для средних медицинских работников /Ю. Д. Павлов, П. М. Сапроненков. — Ленинград: Медицина. — 1984; 184 с.

1. Gerasimenko V. N. Reabilitatsiia onkologicheskikh bolnykh [Rehabilitation of cancer patients]: manual /V. N. Gerasimenko. — Moscow: Medicine. — 1998; 271 p. (In Russian)

2. Klinicheskie rekomendatsii «Padeniia u patsientov pozhilogo i starcheskogo vozrasta» [Clinical recommendations «Falls in elderly and senile patients»] / All-Russian public organization «Russian Association of Gerontologists and Geriatricians», Public organization «Russian Association for Osteoporosis». — 2020; 64 p. (In Russian)

3. Pavlov Iu. D. Meditsinskaia etika: rukovodstvo dlia srednikh meditsinskikh rabotnikov [Medical ethics: a guide for mid-level medical workers] /Iu. D. Pavlov, P. M. Sapronenkov. — Leningrad: Medicine. — 1984; 184 p. (In Russian)

Онкологическое отделение (торакальная онкология) является отделением, оказывающим специализированную и высокотехнологическую медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями органов грудной клетки, пищевода и желудка.

Врачи-торакальные хирурги онкологического отделения (торакальная онкология) владеют всеми видами операций, существующих в торакальной хирургии.

Современные методы сестринского ухода за пациентом значительно отличаются от тех, которыми пользовались в своей работе наши предшественники. Для этого надо налаживать коммуникации с пациентом, т. е. каналы активного обмена информацией. Так же и наши медицинские сестры процедурные и палатные реорганизованы в медицинскую сестру клиническую, а санитарки — в младшую медицинскую сестру по уходу и прочий персонал (буфетчики и уборщики служебных помещений). Цель заключается в том, что медицинская сестра выполняет все манипуляции пациенту, который закреплен за ней и лечащим врачом.

В связи с проведенной реорганизацией у медицинской сестры сегодня появилось больше времени для общения с пациентом. Однако это не освобождает нас от знания и использования азов грамотной беседы с пациентом. Теперь медицинская сестра при общении с пациентом может рассказать, какие процедуры и лекарственные средства он получает.

Психические изменения и психопатологические проявления у больных онкологическими заболеваниями имеют различные механизмы возникновения.

С первых встреч с пациентом медицинская сестра должна внимательно относиться к его психическому состоянию, изучать личностные особенности, его ближайшее окружение, характер взаимоотношений с близкими, чтобы в дальнейшем в процессе обследования и лечения через них воздействовать на больного.

Для того чтобы беседа получилась конструктивной и информационно-результативной, медицинская сестра учится задавать вопросы и строить беседу с пациентом. Для этого составляется план беседы, перечень вопросов.

Вопрос о раскрытии больному диагноза онкологического заболевания до настоящего времени является предметом дискуссий среди врачей и психологов. Мы заранее готовимся к беседе, сводим риск возможных ошибок и недочетов к минимуму. Перед беседой с пациентом обращаем внимание на свой внешний вид, знакомимся с историей болезни, просматриваем все необходимые бланки анализов и исследований, уточняем расписание, когда пациенту нужно идти или когда к нему придут специалисты для обследований. В результате неправильно поставленной беседы пациент может закрыться, сработает механизм «защиты», и он перестанет отвечать на вопросы медицинской сестры, не будет искренним, начнет отвечать вопросом на вопрос, что сильно затруднит беседу. При госпитализации в онкологическое отделение (торакальная онкология) медицинская сестра знакомится с пациентом, знакомит с распорядком дня, правилами безопасности пациента в отделении (рис. 1).

Для Цитирования:
Черная Татьяна Константиновна, Пятикоп Вероника Михайловна, Общение с пациентом как залог успешного сестринского ухода. Медсестра. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: