«Похороны кукушки» – обряд, современному уху ничего не говорящий, странный, непонятный и ныне почти забытый. Между тем на огромных пространствах великой Родины он неукоснительно отмечался с незапамятных славянских времен. Христианство, пришедшее на смену язычеству, мирилось с кукушкиными похоронами. Столетия, пролетавшие над Россией, сначала перепутали время проведения, потом цели обряда, и ныне его практически нигде не встретишь, разве что в фольклорной среде, а тот, кто его проводит, – настоящий энтузиаст родной старины.
Чтобы потом не отвлекаться, мы сразу назовем имена энтузиастов – это работники Дома культуры села Ильинского Хотынецкого района Орловской области во главе с совершенно уникальной личностью – Любовью Никаноровной Нелюдимовой.
Хотынецкие края, кажется, дольше всех хранили тонкости древнего обряда, где он был записан орловским фольклористом и литературоведом Г. А. Яхиной, которой, к сожалению, больше нет с нами. Ильинский Дом культуры проводит праздник ежегодно, хотя и в местной, позднейшей его интерпретации, то есть так, как его поняли когда-то хотынецкие жители.
В местной традиции – это обряд перехода 12-летних девочек в новую возрастную группу. Совершая обряд, девочка прощается с детством. Она становится девушкой. Она вот-вот станет невестой, и скоро будет загадывать о будущем суженом, и не за такими уж дальними горами ждёт её свадьба. Девушка знает: вся деревня будет праздновать её День.
Обряд, как многие старые ритуальные действия славян, – поэтичный, милый, немного грустный, он одушевляет будущее девочки.
«Похороны кукушки» (иначе «Крещение кукушки») удивительное, немного таинственное действо, – лишь одна из разновидностей глубинного древнего обряда, который некогда имел широкий и необыкновенно возвышенный смысл.
Как и у всех народов, в мифологии славян тоже присутствовал миф об умирании и воскрешении Природы, великом противостоянии Жизни и Смерти. Как и положено в мифах, Жизнь побеждала Смерть.
Славянская мифология персонифицировала языческий пантеон. Олицетворением богини Живы, то есть богини самой Жизни, являлась рожь. Она кормила славян в их непростом климатическом поясе. Рожь потому и называли – «жито».