Статья поступила 18.06.2015 г
Среди разнообразных компонент религии, которые изучает культурология, образная компонента остается наименее изученной, и её исследование страдает от недостатка ясно сформулированной методологии. В качестве основы религиозного сознания обычно рассматриваются священные тексты и догматы, на фундаменте которых возводится видимое здание религии, включающее в себя как сами культовые здания, так и нормы поведения, богослужения, «менталитет» и обычаи, а также многообразные формы религиозного искусства. Основной акцент в культурологии и религиоведении оказывается, таким образом, на текстах, предметах или действиях, а не на характеристике бытующих в религиозном сознании образов. Эти образы подчас фигурируют как нечто дополнительное и подчиненное: либо как недо-оформленная мысль, либо как результат созерцания предметов сакрального искусства, либо как плод индивидуального воображения.
В данной работе мы рассмотрим религиозную образность как самостоятельную сферу религиозного сознания, отличную и от рационально-догматической, и от интуитивно-мистической. При этом мы опираемся на понятие «образ-парадигма», введенное недавно А. М. Лидовым при изучении сакральных пространств византийской культуры [6] и использованное в в ряде работ для характеристики образной составляющей религиозной культуры как в христианском контексте (см. [1], [2], [11] и [12]), так и при исследовании иных религий, например, зороастризма [13]. Это понятие предлагается в данной работе в качестве инструмента исследования религиозной образности. Утверждается, что понятие «образ-парадигма» успешно характеризует сущность и специфику образов, связанных с религиозными представлениями, и их отличие от образов иной природы, скажем, от образов в искусстве. Мы увидим, что данное понятие адекватно передает существенно парадигматический характер религиозных образов, которые порождаются всей совокупностью компонент религии, включая тексты, сакральное искусство, индивидуально-мистический опыт и литургические переживания.