По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Образы-парадигмы в религиозной культуре

Охоцимский Андрей Дмитриевич Центр Восточно-христианской культуры, Россия, 117333, Москва, ул. Дм. Ульянова, 3, E-mail: andrew_simsky@mail.ru

В данной статье рассматривается образная составляющая религиозной культуры и сознания, специфические свойства религиозных образов и их отличия от образов в искусстве. Для характеристики религиозных образов применяется понятие «образ-парадигма», введенное ранее в контексте иеротопических исследований. Религиозные образы могут быть описаны как «образы-парадигмы», так как их источником является религиозная традиция в целом. Они воспринимаются верующими как образы духовной реальности, как образы-посредники, соединяющие миры горнего и дольнего. Обсуждаются примеры применения понятия «образ-парадигма» в религиоведении и литературоведении.

Литература:

1. Бигун О. Образ-парадигма христианского храма в творчестве Шевченко. О. Бігун Образ-парадигма християнського храму у творчості Тараса Шевченка // Славянскія літературы ў кантэксце сусветнай: да 900-годдзя Кірыла Тураўскага і 200-годдзя Тараса Шаўчэнкі: марэрыялы ХІ Міжнар. навук. канф. (Мінск, 24–26 кастр. 2013 г.): у 2 Ч. / Пад ред. Т. П. Казаковай. — Мінск: РІВШ, 2013. — Ч. 1. — С. 28–32.

2. Бычков Д. М. Топография сакрального плана в художественной картине мира агиоромана Д. М. Балашова «Похвала Сергию» (иеротопический аспект) // Вестник АГТУ. Социально-гуманитарные науки. — 2013 — № 2 (56). — С. 91–98.

3. Годованец А. Ю. Икона из света в пространстве Св. Софии Константинопольской // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М.: «Индрик», 2011. — С. 119–142.

4. Давыдов И. П. От иконописи — к иконике (критический анализ эписистемы православной иконологии) // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. — 2012. — Вып. 2 (40). — С. 49–58.

5. Дионисий Псевдо-Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 1, 2.

6. Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. — М., «Дизайн. Информация. Картография», 2009.

7. Лидов А. М. Новые Иерусалимы. Перенесение Святой Земли как порождающая матрица христианской культуры // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. — М.: «Индрик», 2009. — С. 5–10.

8. Лидов А. М. Икона. Мир святых образов в Византии и Древней Руси. — М.: «Феория», 2014.

9. Лосев А. Ф. Диалектика мифа, гл. V. 2. — М.: «Мысль», 1989.

10. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М.: «Мысль», 1989.

11. Млечко А. В. Иеротопия: Построение сакральных пространств в романе Б. К. Зайцева «Дом в Пасси» (по страницам «Современных Записок») // Вестник ВолГУ. Серия 8. — Вып. 7. — 2008. — С. 78–93.

12. Охоцимский А. Д. Образ-парадигма Божественного Огня в Библии и в христианской традиции // Иеротопия огня и света в культуре византийского мира. — М.: «Феория», 2013. — С. 45–81.

13. Панищев А. Л. Образ огня в культуре зороастризма // Дербент — город трёх религий. Материалы Международной научно — практической конференции. Дербент, 25 марта 2015 г. — Махачкала: «АЛЕФ». — С. 263–270.

14. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. — М.: ПСТГУ, 2007.

15. Соколов М. Н. Принцип Рая. — М., «Прогресс-Традиция», 2011.

16. Соколов М. Н. Рецензия на книгу А. М. Лидова // Искусствознание. — 2011. — № 4.

17. Флайер Майкл С. Образ государя в московском обряде Вербного воскресенья // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М., «Индрик», 2011. — С. 533–562.

18. Флоренский П. А. Иконостас. — М.: Искусство, 1995.

19. Шукуров Р. М. Создание сакральных пространств. Две новые публикации // Византийский временник. — Т. 69. — 2010. — С. 370–374.

20. Belting H. Likeness and Presence. A History of the Image before the Era of Art. The Univ. of Chicago Press, 1994.

21. Grabar A. Les voies de la création en iconographie chrétienne. — Paris: «Flammarion», 1979.

22. Kessler H. L. Spiritual Seeing: Picturing God’s Invisibility in Medieval Art. Univ of Pennsylvania Press, 2004.

23. Kessler H. L. Seeing Medieval Art. Univ. of Toronto Press, 2011.

24. Sed-Rajna Gabrielle. La Bible Hébraïque. Fribourg, Offi ce du Livre, 1987.

Статья поступила 18.06.2015 г

Среди разнообразных компонент религии, которые изучает культурология, образная компонента остается наименее изученной, и её исследование страдает от недостатка ясно сформулированной методологии. В качестве основы религиозного сознания обычно рассматриваются священные тексты и догматы, на фундаменте которых возводится видимое здание религии, включающее в себя как сами культовые здания, так и нормы поведения, богослужения, «менталитет» и обычаи, а также многообразные формы религиозного искусства. Основной акцент в культурологии и религиоведении оказывается, таким образом, на текстах, предметах или действиях, а не на характеристике бытующих в религиозном сознании образов. Эти образы подчас фигурируют как нечто дополнительное и подчиненное: либо как недо-оформленная мысль, либо как результат созерцания предметов сакрального искусства, либо как плод индивидуального воображения.

В данной работе мы рассмотрим религиозную образность как самостоятельную сферу религиозного сознания, отличную и от рационально-догматической, и от интуитивно-мистической. При этом мы опираемся на понятие «образ-парадигма», введенное недавно А. М. Лидовым при изучении сакральных пространств византийской культуры [6] и использованное в в ряде работ для характеристики образной составляющей религиозной культуры как в христианском контексте (см. [1], [2], [11] и [12]), так и при исследовании иных религий, например, зороастризма [13]. Это понятие предлагается в данной работе в качестве инструмента исследования религиозной образности. Утверждается, что понятие «образ-парадигма» успешно характеризует сущность и специфику образов, связанных с религиозными представлениями, и их отличие от образов иной природы, скажем, от образов в искусстве. Мы увидим, что данное понятие адекватно передает существенно парадигматический характер религиозных образов, которые порождаются всей совокупностью компонент религии, включая тексты, сакральное искусство, индивидуально-мистический опыт и литургические переживания.

Для Цитирования:
Охоцимский Андрей Дмитриевич, Образы-парадигмы в религиозной культуре. Вопросы культурологии. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: