По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.624:37.013–053.6 DOI:10.33920/pol-01-2210-11

Образовательные ресурсы в профилактике девиантного поведения подростков

Супрун Нелли Геннадьевна канд. филос. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, e-mail: suprunnelli@yandex.ru, тел. (3519) 23-63-28

Вариативность и динамичность процессов, происходящих во всех сферах жизнедеятельности человека, оказывает существенное влияние на решение тех задач, которые стоят перед педагогическими коллективами современных образовательных организаций. В связи с ростом девиантных отклонений в поведении несовершеннолетних в комплекс решаемых задач входит такой вопрос, как профилактика девиантного поведения подростков. В решении проблемы нивелирования отклонений в поведении несовершеннолетних и их профилактике особая роль отводится системе образования. Именно образовательная среда с точки зрения воспитания, обучения и социализации личности является специально созданной, выступает важным условием формирования личности школьника, определяет его деятельностную активность по интериоризации жизненного пространства, влияет на развитие ценностных ориентаций, активизирует его мотивационные установки в процессе социализации. Таким образом, идея профилактики девиантного поведения обучающихся априори включена в смысловое поле системы образования, а следовательно, профилактика девиаций является важной функцией образовательных организаций. Использование ресурсов образовательной среды в профилактике девиантного поведения подразумевает раннее выявление подростков, склонных к девиантному поведению, определение причин и факторов девиантного поведения и внедрение в учебный процесс профилактических мероприятий на начальных этапах. В настоящей статье предлагается исследование, направленное на выявление подростков, склонных к девиантному поведению, обучение подростков навыкам социальной компетентности и включение несовершеннолетних во внеучебную активную деятельность.

Литература:

1. Агапова А.И. Анализ личностных особенностей подростков-девиантов: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. № 1. С. 11–14.

2. Бобрышева Н.В. Девиантное поведение у детей и подростков. — Маркс: ГБОУ СО «Марксовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа», 2015. — 11 с.

3. Волгуснова Е.А. Особенности работы социального педагога с детьми девиантного поведения в школе // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. 2014. № 2. С. 71–75.

4. Супрун Н.Г., Пешкова Н.Ю. Развитие познавательной активности у обучающихся в дополнительном образовании. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, 2021.

1. Agapova A.I. Analiz lichnostnykh osobennostei podrostkov-deviantov [Analysis of personal characteristics of deviant adolescents] // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Science and Society». 2019. No. 1. P. 11–14. (In Russ.)

2. Bobrysheva N.V. Deviantnoe povedenie u detei i podrostkov [Deviant behavior in children and adolescents]. — Marx: SBEI SR «Marks Special Educational School of the Closed Type», 2015. — 11 p. (In Russ.)

3. Volgusnova E.A. Osobennosti raboty sotsialnogo pedagoga s detmi deviantnogo povedeniia v shkole [Features of the work of a social teacher with children of deviant behavior at school] // Vestn. Shadrinskogo gos. ped. un-ta [Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical University] 2014. No. 2. P. 71–75. (In Russ.)

4. Suprun N.G., Peshkova N.Iu. Razvitie poznavatelnoi aktivnosti u obuchaiushchikhsia v dopolnitelnom obrazovanii [Development of cognitive activity among students in additional education]: Electronic edition. — Magnitogorsk: Nosov Magnitogorsk State Technical University. 2021. (In Russ.)

Обеспечение благосостояния детей является приоритетом каждой страны. Подростки, проявляющие девиантное поведение, являются особенно уязвимой социальной группой, очень восприимчивой к внешним воздействиям и склонной к совершению антиобщественных актов преступности среди несовершеннолетних [1, с. 3]. Дети с девиантным поведением в первую очередь становятся жертвами различных социальных обстоятельств в современной сложной реальности, которые становятся преступниками, нарушая общепринятые нормы поведения. Для преодоления этого порочного круга необходимо сочетание образовательных, корректирующих, профилактических и защитных мер, что может оказать положительное влияние на поведение этих детей. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года актуализируется проблема воспитания личности, готовой и способной принимать самостоятельные решения, осознанно относиться к своей деятельности, осмысливать социальную ответственность как ценность, иметь глубокую уверенность в том, что поставленные цели, действия и поступки принесут пользу ей и другим людям [2, с. 3].

В связи с этим мы провели социологическое исследование с целью изучения средств профилактики девиантного поведения подростков в учебном заведении через выявление эмоциональной предрасположенности подростков, а также склонности к девиантному поведению. В исследовании приняли участие 100 подростков в возрасте 14–16 лет общеобразовательной организации г. Магнитогорска.

На диагностическом этапе мы провели методику Б.И. Додонова с целью выявления эмоциональной предрасположенности личности и склонности к различного рода девиациям. Результаты исследования показали, что большая часть подростков готовы прийти на помощь другим людям — 72 человека. Остальные 28 человек набрали низкие результаты, что свидетельствует об их радости и удовлетворении от какой‑либо проделанной работы. Рассмотрим шкалу альтруистической направленности. Самые высокие баллы набрали 52 человека, средние баллы — 20 человек. У таких подростков есть склонность к сопереживанию к другим людям, которые нуждаются в помощи. Они умеют сочувствовать, понимать и слышать собеседника, разделять его сопереживания. Проявляемое несовершеннолетними альтруистическое поведение в большей степени направленно на благо других, а не рассчитано на получение награды для себя. Самые низкие результаты, 3–1 балл, набрали 17 человек, такие дети чаще всего ориентированы на самих себя, получение выгоды от проделанной работы, у них ярко выражена потребность брать, получать.

Для Цитирования:
Супрун Нелли Геннадьевна, Образовательные ресурсы в профилактике девиантного поведения подростков. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: