Обеспечение благосостояния детей является приоритетом каждой страны. Подростки, проявляющие девиантное поведение, являются особенно уязвимой социальной группой, очень восприимчивой к внешним воздействиям и склонной к совершению антиобщественных актов преступности среди несовершеннолетних [1, с. 3]. Дети с девиантным поведением в первую очередь становятся жертвами различных социальных обстоятельств в современной сложной реальности, которые становятся преступниками, нарушая общепринятые нормы поведения. Для преодоления этого порочного круга необходимо сочетание образовательных, корректирующих, профилактических и защитных мер, что может оказать положительное влияние на поведение этих детей. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года актуализируется проблема воспитания личности, готовой и способной принимать самостоятельные решения, осознанно относиться к своей деятельности, осмысливать социальную ответственность как ценность, иметь глубокую уверенность в том, что поставленные цели, действия и поступки принесут пользу ей и другим людям [2, с. 3].
В связи с этим мы провели социологическое исследование с целью изучения средств профилактики девиантного поведения подростков в учебном заведении через выявление эмоциональной предрасположенности подростков, а также склонности к девиантному поведению. В исследовании приняли участие 100 подростков в возрасте 14–16 лет общеобразовательной организации г. Магнитогорска.
На диагностическом этапе мы провели методику Б.И. Додонова с целью выявления эмоциональной предрасположенности личности и склонности к различного рода девиациям. Результаты исследования показали, что большая часть подростков готовы прийти на помощь другим людям — 72 человека. Остальные 28 человек набрали низкие результаты, что свидетельствует об их радости и удовлетворении от какой‑либо проделанной работы. Рассмотрим шкалу альтруистической направленности. Самые высокие баллы набрали 52 человека, средние баллы — 20 человек. У таких подростков есть склонность к сопереживанию к другим людям, которые нуждаются в помощи. Они умеют сочувствовать, понимать и слышать собеседника, разделять его сопереживания. Проявляемое несовершеннолетними альтруистическое поведение в большей степени направленно на благо других, а не рассчитано на получение награды для себя. Самые низкие результаты, 3–1 балл, набрали 17 человек, такие дети чаще всего ориентированы на самих себя, получение выгоды от проделанной работы, у них ярко выражена потребность брать, получать.