По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008 DOI:10.33920/nik-01-2201-02

Образовательные ресурсы отечественной гуманитарной культуры

Верховых Ирина Александровна НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов» Россия, 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15, E-mail: irina.verhovih@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7528-8745

В статье дается характеристика особенностей отечественной гуманитарной мысли, которые автор рассматривает в качестве ресурса образовательной деятельности. В качестве базовых человекотворческих ресурсов гуманитарной культуры автор рассматривает: антропоцентризм отечественной гуманитарной мысли; приоритет духовно-нравственного начала в трактовке миссии и функций культуры; метафизическое видение национальной культуры вне исторических реалий; целостность познания на основе синтеза рацио и веры; проектный характер философско-культурологической мысли, которая сформировала и хранит сценарные прогнозы и модели «потребного будущего». Духовный потенциал отечественной гуманитарной культуры, востребованный институтом образования, в информационном обществе становится: ключевым фактором сохранения уникальности национального мира, условием формирования «нравственного иммунитета» нации, который крайне необходим сегодня для сохранения гуманистической сущности человека; важным этапом утверждения человекотворческой сущности образования — его способности через творение субъекта национальной культуры обеспечивать духовную преемственность, личностную идентичность и общественную солидарность.

Литература:

1. Артемьева Т.В. История метафизики в России ХVIII в. — СПб.: Алетейя, 1995. — 320 с.

2. Артемьева Т.В. Традиции и особенности российской философской и общественно-политической мысли XVIII века // Общественная мысль России XVIII века. — Т. 1. Philosophia rationalis. — М.: РОССПЭН, 2010.

3. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. — М.: Феникс: ХДС-пресс, 1991.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, Республика, 1998. — 81 с.

5. Бердяев Н.А. Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм [Электронный ресурс]. — URL: http://www.odinblago.ru/smisl_tvorchestva/6 (дата обращения: 01.12.2021).

6. Булгаков С.Н. Два града: исследования о природе божественных идеалов. — М.: Астрель, 2008. — 587 с.

7. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. — 464 с.

8. Семенова С.Г. Русский космизм: Антология философской мысли. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — 368 с.

9. Запесоцкий А.С. Становление глобальной культуры и конфликты цивилизаций: по материалам Международных Лихачевских научных чтений. — СПб.: СПбГУП, 2018. — 605 с

10. Казин А.Л. Евразия в свете православия // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. — Вып. 3. — Ч. 2 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества. — М., 2020.

11. Ковалева Г.П. Философские учения русского космизма. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 112 с.

12. Корольков А.А. Духовная антропология. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 323 с.

13. Флоренский П. Иконостас: Избр. тр. по искусству. — СПб.: ТОО «Мифрил»: Рус. кн., 1993. — С. 4 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.litmir.me/br/?b=92797&p=3ю (дата обращения: 01.12.2021).

14. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. — СПб.: Алетейя, 1994. — 445 с.

1. Artem'yeva T.V. Istoriya metafiziki v Rossii XVIII v. — SPb.: Aleteyya, 1995. — 320 s.

2. Artem'yeva T.V. Traditsii i osobennosti rossiyskoy filosofskoy i obshchestvennopoliticheskoy mysli XVIII veka // Obshchestvennaya mysl' Rossii XVIII veka. — T. 1. Philosophia rationalis. — M.: ROSSPEN, 2010.

3. Berdyayev N.A. Novoye srednevekov'ye: Razmyshleniya o sud'be Rossii i Yevropy. — M.: Feniks: KHDS-press, 1991.

4. Berdyayev N.A. O naznachenii cheloveka. Opyt paradoksal'noy etiki. — M.: TERRA — Knizhnyy klub, Respublika, 1998. — 81 s.

5. Berdyayev N.A. Tvorchestvo i svoboda. Individualizm i universalizm [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.odinblago.ru/smisl_tvorchestva/6 (data obrashcheniya: 01.12.2021).

6. Bulgakov S.N. Dva grada: issledovaniya o prirode bozhestvennykh idealov. — M.: Astrel', 2008. — 587 s.

7. Bulgakov S.N. Filosofiya khozyaystva. — M.: Institut russkoy tsivilizatsii, 2009. — 464 s.

8. Semenova S.G. Russkiy kosmizm: Antologiya filosofskoy mysli. — M.: Pedagogika-press, 1993. — 368 s.

9. Zapesotskiy A.S. Stanovleniye global'noy kul'tury i konflikty tsivilizatsiy: po materialam Mezhdunarodnykh Likhachevskikh nauchnykh chteniy. — SPb.: SPbGUP, 2018. — 605 s.

10. Kazin A.L. Yevraziya v svete pravoslaviya // Bol'shaya Yevraziya: Razvitiye, bezopasnost', sotrudnichestvo. Yezhegodnik. — Vyp. 3. — Ch. 2 / RAN. INION. Otd. nauch. sotrudnichestva. — M., 2020.

11. Kovaleva G.P. Filosofskiye ucheniya russkogo kosmizma. — Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004. — 112 s.

12. Korol'kov A.A. Dukhovnaya antropologiya. — SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2005. — 323 s.

13. Florenskiy P. Ikonostas: Izbr. tr. po iskusstvu. — SPb.: TOO «Mifril»: Rus. kn., 1993. — S. 4 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.litmir.me/br/?b=92797&p=3yu (data obrashcheniya: 01.12.2021).

14. Khoruzhiy S.S. Posle pereryva. Puti russkoy filosofii. — SPb.: Aleteyya, 1994. — 445 s.

Статья поступила 17.12.2021

Высший смысл института образования состоит в творении человека по образу и подобию своей культуры. В таком смысловом контексте ключевым образовательным ресурсом выступает отечественная гуманитарная культура, и прежде всего ее философско-культурологическая составляющая, концентрирующая уникальный опыт познания человека и мира. Гуманитарная культура питает человеческую нравственность, которая контролируется внутренним, духовным цензором — совестью. В таком качестве нравственность, впитывая религиозную и этнокультурную составляющую, универсальнее и фундаментальнее морали — последняя фиксирует «этические представления и нормы, заданные обществом на конкретном историческом этапе развития» [11, с. 38].

Отечественная гуманитарная мысль, фиксирующая особенности русской духовности, содержащая оптимистические проекты будущего, в том числе путем возрождения духовных матриц «русскости», укорененности и «глубинной личностной слиянности с историческим образом народа» [12, с. 243], сегодня становится «жизненной необходимостью» (О.И. Жукова). Отечественная гуманитарная мысль «разработала и довела до вершины рационального анализа» смысловые поля ключевых концептов — «Бог», «душа», «свобода», «истина», «правда», освободив их «от многовекового груза метафорических напластований». Национальный Космос «энциклопедически-универсального» гуманитарного знания «предстает как выражение знания Абсолюта, отраженного в формах, адекватных образу жизни и способу мышления» [1, с. 3].

Человекотворческий потенциал отечественной гуманитарной культуры определяется ее сущностными особенностями, а именно: антропоцентризмом отечественной гуманитарной мысли; приоритетом духовно-нравственного начала в трактовке миссии и функций культуры; метафизическим видением национальной культуры вне исторических реалий; целостностью познания на основе синтеза рацио и веры; проектным характером культурологического метода, формирующего сценарные прогнозы и модели «потребного будущего» на основе соотнесения реальности с еще не ставшим, но возможным бытием.

Для Цитирования:
Верховых Ирина Александровна, Образовательные ресурсы отечественной гуманитарной культуры. Вопросы культурологии. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: