В эпоху глобальных перемен актуализируется проблема наращивания интеллектуального потенциала общества. Ключевую роль играет высшая школа, главное конкурентное преимущество которой — качество образования. В казахстанском высшем образовании вот уже на протяжении 10 лет идут образовательные реформы в контексте интеграции в единое образовательное пространство в рамках Болонского процесса. К основным итоговым результатам проведенных реформ можно отнести переход на трехуровневую структуру подготовки (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD), утверждение Классификатора укрупненных направлений подготовки, развитие Национальной системы квалификаций, предусматривающей сопряжение образовательных и профессиональных стандартов, внедрение нового поколения государственных образовательных стандартов, позволяющих вузам разрабатывать собственные образовательные программы высшего и послевузовского образования, увеличение количества образовательных грантов на бакалаврские, магистерские и докторские программы, отказ от государственной аттестации и переход к независимой аккредитации вузов и образовательных программ, создание благоприятных условий для обеспечения доступности высшего образования.
Несмотря на эти позитивные перемены, еще достаточно проблемных вопросов, сдерживающих поступательное развитие высшей школы. При всем многообразии проблем главное место занимает проблема обеспечения качества высшего образования, соответствующего современным требованиям.
Несмотря на значительный опыт исследований содержания категории качества, нет еще общепринятых определений: качество как определенный уровень знаний, умений и навыков; качество как совокупность личностных качеств, обусловливающих способность выполнять функциональные задачи; качество как социальная категория, определяющая состояние и результативность образования; качество как соотношение цели и результата, как мера достижения цели; качество как многомерное понятие, которое невозможно конкретизировать.
Известные эксперты в области высшего образования Л. Харви и Д. Грин [11] на основе анализа резко дифференцированных между собой понятий «качество» выделили его отдельные взаимосвязанные категории: исключительность, безупречность, целесообразность, способность к трансформации, оптимальное соотношение цены и качества. Это означает, что при разработке критериев для оценки качества возможны различные концептуальные подходы, отражающие субъективное отношение заинтересованных сторон.