По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/nik-02-2011-01

Образовательные реформы и обеспечение качества высшего образования в условиях глобализации

Пак Юрий Николаевич руководитель Учебно-методического объединения вузов РК при Карагандинском техническом университете, д-р техн. наук, проф., академик Казахстанской национальной академии естественных наук, 100024, Республика Казахстан, Караганда, проспект Нурсултана Назарбаева, д. 56, эл. адрес: pak_gos@mail.ru
Пак Дмитрий Юрьевич доцент Карагандинского технического университета, канд. техн. наук, 100024, Республика Казахстан, Караганда, проспект Нурсултана Назарбаева, д. 56, эл. адрес: pak_gos@mail.ru

В концептуальном плане рассмотрены основные итоговые результаты образовательных реформ в Казахстане в условиях происходящих глобализационных процессов. Наряду с позитивными переменами в духе Болонского процесса много проблемных вопросов, главным из которых является обеспечение должного качества образования. Отмечается разнообразие академических подходов к понятию «качество». Массовый характер высшего образования, его доступность и развитие платного сектора обостряют проблему обеспечения качества. Обсуждаются компетентностный подход как основная составляющая студентоцентрированных образовательных программ и причины, сдерживающие его реализацию. Актуализируется значимость развития социального партнерства вуза и работодателя и повышения качества мотивированного труда преподавателей.

Литература:

1. Ереванское коммюнике министров образования стран-участниц Болонского процесса. Режим доступа: http://bolognaby.org/2016-04-11-14-03-5/zajavlenija-i-rezolutsii/183-erevanskoe-kommyunike.

2. Жумагулов Б.Т. Качество образования в современном мире // Education. Quality assurance. — 2019. — № 4. — С. 12–14.

3. Згага П. Реформы университетов Юго-Восточной Европы с учетом Болонского процесса // Высшее образование в Европе. — 2003. — № 3. — С. 165–167.

4. Ибатов М.К., Пак Ю.Н. Концептуальные аспекты управления качеством образования: Проблемы и решения // Высшее образование сегодня. — 2018. — № 3. — С. 10–16.

5. Ибатов М.К., Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетентностный подход в инженерном образовании: монография. — Алматы, 2018. — 184 с.

6. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Компетентностный подход и традиционное представление о высшем образовании // Высшее образование в России. — 2016. — № 11. — С. 47–54.

7. Лукьяненко В.П. Компетентностный подход: проблемы реализации с позиции методологического анализа // Педагогика. — 2016. — № 9. — С. 14–24.

8. Пак Ю.Н. Не казаться, а стать. Модернизационный потенциал высшей школы: проблемы и решения // Современное образование. — 2014. — № 1. — С. 38–44.

9. Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Концептуальные аспекты обеспечения качества ВПО в контексте Болонских реформ // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2012. — № 8. — С. 42–48.

10. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. — 2018. — № 3. — С. 38–47.

11. Harvey L., Green D. Defining Quality // Assessment and Evolution in Higher Education. — 1993. — Vol. 18. — № 1. — P. 9–13.

В эпоху глобальных перемен актуализируется проблема наращивания интеллектуального потенциала общества. Ключевую роль играет высшая школа, главное конкурентное преимущество которой — качество образования. В казахстанском высшем образовании вот уже на протяжении 10 лет идут образовательные реформы в контексте интеграции в единое образовательное пространство в рамках Болонского процесса. К основным итоговым результатам проведенных реформ можно отнести переход на трехуровневую структуру подготовки (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD), утверждение Классификатора укрупненных направлений подготовки, развитие Национальной системы квалификаций, предусматривающей сопряжение образовательных и профессиональных стандартов, внедрение нового поколения государственных образовательных стандартов, позволяющих вузам разрабатывать собственные образовательные программы высшего и послевузовского образования, увеличение количества образовательных грантов на бакалаврские, магистерские и докторские программы, отказ от государственной аттестации и переход к независимой аккредитации вузов и образовательных программ, создание благоприятных условий для обеспечения доступности высшего образования.

Несмотря на эти позитивные перемены, еще достаточно проблемных вопросов, сдерживающих поступательное развитие высшей школы. При всем многообразии проблем главное место занимает проблема обеспечения качества высшего образования, соответствующего современным требованиям.

Несмотря на значительный опыт исследований содержания категории качества, нет еще общепринятых определений: качество как определенный уровень знаний, умений и навыков; качество как совокупность личностных качеств, обусловливающих способность выполнять функциональные задачи; качество как социальная категория, определяющая состояние и результативность образования; качество как соотношение цели и результата, как мера достижения цели; качество как многомерное понятие, которое невозможно конкретизировать.

Известные эксперты в области высшего образования Л. Харви и Д. Грин [11] на основе анализа резко дифференцированных между собой понятий «качество» выделили его отдельные взаимосвязанные категории: исключительность, безупречность, целесообразность, способность к трансформации, оптимальное соотношение цены и качества. Это означает, что при разработке критериев для оценки качества возможны различные концептуальные подходы, отражающие субъективное отношение заинтересованных сторон.

Для Цитирования:
Пак Юрий Николаевич, Пак Дмитрий Юрьевич, Образовательные реформы и обеспечение качества высшего образования в условиях глобализации. Ученый совет. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: