По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Образовательные модели и их культурно-историческая обусловленность: от Запада к Востоку

Сороковикова Валентина Ивановна доцент кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Академия хорового искусства им. В.С. Попова», кандидат философских наук, доцент Россия, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 2, E-mail: visoroks@mail.ru

В статье ставится вопрос об образовательных моделях, которые обеспечивают развитие различных цивилизаций с момента их основания. Автор показывает, что ускорение глобализации привело к необходимости кросс-культурного анализа образовательных моделей, который выявляет эффекты, возникающие в разных обществах.

Литература:

1. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего. — М., 2009.

2. Ли Ц. Культурные основы обучения: Восток и Запад. — М., 2015.

3. Харрисон Л. Евреи, конфуцианцы и протестанты: культурный капитал и конец мультикультурализма. — М., 2014.

4. Харрисон Л., Хантингтон С. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. — М., 2002.

В последние годы появился целый ряд работ, в которых авторы показывают, что и успех, и неудачи разных стран во многом определяются ценностями, верованиями и установками, обусловленными особенностями культуры страны и религии, исторически определившей фундамент этой культуры. Изучение разнообразных культур оказалось одинаково важным не только для профессионалов-культурологов, но и для экономистов, социологов и политологов. Исследователи ищут ответы на вопрос о том, можно ли трансформировать культуру и устранить преграды на пути к прогрессу. Еще в 1990-х годах Гарвардская академия международных и региональных исследований инициировала проект по интерпретации культурного фактора в экономическом и политическом развитии стран мира. Результаты этих исследований были отражены в работе, название которой теперь стало знаковым для дискуссий подобного рода (так, например, ВШЭ и Фонд «Либеральная миссия» проводили 10 марта 2015 года круглый стол «Культура имеет значение»).

В книге Лоуренса Харрисона «Евреи, конфуцианцы и протестанты: культурный капитал и конец мультикультурализма» выстроена схема типологии обществ с высоким и низким уровнями культурного капитала.

Факторы культурного капитала приводятся автором в большом разнообразии и относятся к таким сферам, как мировоззрение (религия, судьба и ориентация во времени, отношение к богатству, ценность верифицируемого знания), ценности и добродетели (этический кодекс, житейские добродетели, образование), экономическое поведение (труд и достижения, бережливость, предпринимательство, готовность к риску, конкуренция, инновации, продвижение в должности), социальное поведение (верховенство права и отношение к коррупции, радиус идентификации и доверия, семья, общественные связи, отношения «индивид — группа», власть и роль элит, отношения между государством и церковью, взаимоотношения полов, рождаемость) [3, с. 32–34]. В этой системе факторов культурного капитала образование занимает особое место. Отмечается, что высокий уровень культурного капитала предполагает особый тип образования: оно должно развивать независимость, неортодоксальность, инакомыслие, творческий подход. Низкий уровень культурного капитала, напротив, связан с таким образованием, которое способствует зависимости и ортодоксии [4, с. 33].

Для Цитирования:
Сороковикова Валентина Ивановна, Образовательные модели и их культурно-историческая обусловленность: от Запада к Востоку. Ученый совет. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: