По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378,372.8 DOI:10.33920/sel-04-2110-11

Образовательная тематическая технология «База данных» и ее применение в учебном процессе (на примере дисциплины «Современные проблемы кадастра и землеустройства»)

Рассказова Н.С. д-р геогр. наук, профессор, профессор кафедры ГИСС, ФГАОУ ВО ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, E-mail: nsrass@mail.ru

В статье рассматривается использование БД, созданных в электронных таблицах Microsoft в качестве тематической образовательной технологии, которая обладает значительными преимуществами по сравнению с презентациями, прочно вошедшими в образовательный процесс. Применение тематической образовательной технологии «База данных» в учебном процессе показано на примере одного блока дисциплины «Современные проблемы землеустройства и кадастра»: Современные технологии поставки информации о земельных ресурсах «WEB-технология картографирования Земли» и «ДДЗ».

Литература:

1. Алферова И.А. Использование средств MS EXCEL в образовательном процессе. — URL: http://www.center-rpo.ru/novosti/1238‑ispolzovanie-sredstv-ms-excel-v-obrazovatelnom-protsesse-2 24.09.2019 (дата обращения 09. 2019).

2. Быков А.В., Пьянков С.В. Web-картографирование: учеб. пособие. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Пермь, 2015. — 110 с.

3. Большие данные. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 26.04.2021).

4. Губо Я.Н., Незамов В.И. Применение материалов дистанционного зондирования при выполнении кадастровых работ // Актуальные исследования. — 2020. — № 4 (7). — С. 18–21.

5. Гузеев В.В., Жак Д., Левина Т.Ф., Полат Е.С., Смолянинова О.Г. Современные образовательные технологии. — URL: http://charko.narod.ru/ tekst/an4/1.html (дата обращения: 12.2002).

6. Дубинин М.Ю., Костикова А.М. Веб-ГИС // Компьютерра. — 2008. — №749. — С. 1–7.

7. «Дистанционное зондирование и его использование в землеустройстве и мониторинге земель». Информационный ресурс КиберПедия. — URL: https://cyberpedia.su/21x11d0a. html (дата обращения: 02.2019).

8. Кресников Н.И., Васильевых Н.А. Применение данных дистанционного зондирования и геоинформационных технологий для обеспечения территориального планирования // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2018. — Т. 62. — № 2. — С. 212–217.

9. Образовательные технологии и педагогические технологии, в чем отличие? / ГБУ ДПО ЦПК. — URL: http://centr-cpk.minobr63.ru/news/ obrazovatelnye-tekhnologii-i-pedagogicheskie-tekhnologii-v-chem-otlichie/- (дата обращения: 16.05.2017).

10. Романова Е.В. Использование электронных таблиц MS Excel для компьютерного моделирования. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/595210 — (дата обращения: 26.05.2011).

11. Рогачев С.А. Веб-картография. Представление разнородной пространственной информации, Тр. СПИИРАН, 2013. — Вып. 29. — С. 132–143.

В статье рассматривается использование БД, созданных в MS Excel, в качестве образовательной технологии. Статья подготовлена по результатам прохождения обучения по программе профессиональной переподготовки «Преподаватель в сфере землеустройства и кадастров» в Институте повышения квалификации «Информкадастр» ФГБОУ ВО ГУЗ.

1. База данных как образовательная технология: понятия, преимущества, возможности

В настоящее время в педагогическую лексику и практику прочно вошли понятия «образовательные технологии» и «педагогические технологии».

Образовательная технология (технология в сфере образования) — это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования. Понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, чем «педагогическая технология» (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты [9].

Использование электронных таблиц MS Excel в профессиональной деятельности педагога высшей школы было и остается актуальным: рейтинговая система оценивания знаний в виде журналов, мониторинг посещаемости студентов, мониторинг успеваемости. В перечисленных видах использования — это просто таблица. Однако в другом случае — это образовательное средство: тесты, опросные анкеты, презентации, портфолио и др., и, наконец, тематические базы данных (БД).

Рассмотрим преимущества технологии MS Excel в виде БД в учебном процессе по сравнению с другими, например с презентациями, созданными на платформе Windows (Microsoft PowerPoint, LibreOffice Impress, Prezi и др.):

1. БД как образовательная технология может использоваться в течение изучения всего тематического блока дисциплины, потому и названа тематической (это может быть несколько пар учебных занятий, объединенных одной темой: лекции, практики, семинарские занятия).

Для Цитирования:
Рассказова Н.С., Образовательная тематическая технология «База данных» и ее применение в учебном процессе (на примере дисциплины «Современные проблемы кадастра и землеустройства»). Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: