В статье рассматривается использование БД, созданных в MS Excel, в качестве образовательной технологии. Статья подготовлена по результатам прохождения обучения по программе профессиональной переподготовки «Преподаватель в сфере землеустройства и кадастров» в Институте повышения квалификации «Информкадастр» ФГБОУ ВО ГУЗ.
1. База данных как образовательная технология: понятия, преимущества, возможности
В настоящее время в педагогическую лексику и практику прочно вошли понятия «образовательные технологии» и «педагогические технологии».
Образовательная технология (технология в сфере образования) — это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования. Понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, чем «педагогическая технология» (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты [9].
Использование электронных таблиц MS Excel в профессиональной деятельности педагога высшей школы было и остается актуальным: рейтинговая система оценивания знаний в виде журналов, мониторинг посещаемости студентов, мониторинг успеваемости. В перечисленных видах использования — это просто таблица. Однако в другом случае — это образовательное средство: тесты, опросные анкеты, презентации, портфолио и др., и, наконец, тематические базы данных (БД).
Рассмотрим преимущества технологии MS Excel в виде БД в учебном процессе по сравнению с другими, например с презентациями, созданными на платформе Windows (Microsoft PowerPoint, LibreOffice Impress, Prezi и др.):
1. БД как образовательная технология может использоваться в течение изучения всего тематического блока дисциплины, потому и названа тематической (это может быть несколько пар учебных занятий, объединенных одной темой: лекции, практики, семинарские занятия).