Изучение опыта работы расширенного круга университетов Европы в сфере взаимодействия с «миром труда» ценно тем, что ряд именно этих практик признан ОЭСР модельным опытом за последние 15 лет, а лучшие из них были собраны и обобщены в ежегодно публикуемых изданиях серии «UIIN University Industry Innovation Network. Good Practice Series 2014–2015». Они дают адекватное представление о работе многих известных высших школ Бельгии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Польши, Финляндии, Эстонии и других университетов Западной Европы.
Настоящая работа освещает деятельность лишь шести вузов: Эстонии (Университет Тарту), Польши (Университет информационных технологий, г. Жешов), Чехии (Университет Западной Богемии), Германии (Университет Фридриха Шиллера, г. Йена), Финляндии (Университет прикладных наук, г. Эспу) и Португалии (Католический университет, г. Порто). Такой выбор обусловлен определённой схожестью исторического развития и современной экономической ситуации этих стран и России, а также профилем этих вузов и АТИСО — негосударственного вуза, учредителем которого является ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России). Названные выше университеты Европы отобраны ещё и по критерию общности генеральных задач модернизации системы высшего образования, повышения его качества, соединения с «миром труда» с учётом требований рынка труда, укрепления связей с практикой подготовки специалистов для предпринимательства на пути к экономике знаний.
С этой точки зрения Россия и государства — члены ЕС во многом стоят перед сходными задачами, поэтому эффективные практики должны быть в центре нашего внимания уже лишь потому, что Россия декларировала свою приверженность радикальным реформам советской системы образования на основе европейской модели и принципов Болонской декларации 1999 г.
Современный образовательный лексикон пополнился немалым количеством новых заимствований, однако вопрос в том, есть ли реальные инновации за этими новыми терминами. И что реально предлагается европейской моделью в сфере образовательной предпринимательской экосистемы? Вот её ключевые элементы и инструментарий: