По традиции, в публикацию вошли данные официальной статистики, характеризующие текущее состояние образования в стране, в том числе финансирование этой сферы и кадровую и материально-техническую обеспеченность занятых в ней организаций. По ряду индикаторов даны международные сопоставления. Впервые в сборнике представлены сведения о трудоустройстве выпускников 2016–2020 гг. выпуска, получивших среднее профессиональное и высшее образование.
Проиллюстрируем некоторые значимые характеристики сферы образования.
• Государство является основным источником финансирования образования
Расходы на образование составляют десятую часть расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Государственные расходы на образование в России в 2020 г. составили 4,3 трлн рублей (или 87,5 % в общих расходах на образование), они выросли в постоянных ценах на 20,3 % по отношению к 2010 г.
По величине этого показателя к ВВП (4 %) Россия находится на одном уровне с Италией (4 %), США (4,1 %), Великобританией (4,2 %).
• Растёт привлекательность программ подготовки специалистов среднего звена
В последние годы наблюдается ежегодный рост приёма на программы подготовки специалистов среднего звена. К 2021 г. приём на эти программы вырос по сравнению с 2010 г. почти на четверть (23,5 %), достигнув 870,9 тыс. человек, а численность — на треть (34,4 %). Численность студентов программ бакалавриата, специалитета, магистратуры за тот же период снизилась почти вдвое (с 7 млн чел. до 4 млн чел.).
Среди избравших программы подготовки специалистов среднего звена большинство ориентированы на специальности в сфере инженерного дела, технологии и технических наук: в 2021 г. по ним завершили обучение 41,8 % выпускников.
• Численность учеников на одного учителя повышается
В организациях, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, численность обучающихся на одного учителя за период с начала 2011/2012 учебного года выросла с 13 до 19 человек на начало 2021/2022 учебного года.