По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014.53

Образование как уникальная возможность целенаправленного формирования будущего

Турбовской Яков Семенович доктор педагогических наук, профессор, заместитель руководителя лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Россия, 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16, e-mail: jakov@psk-net.ru

Статья посвящена проблеме соотношения образования и воспитания. Автор доказывает, что без воспитательной функции образование не выполняет своего предназначения — формировать специалиста, не только обладающего профессиональными компетенциями, но и имеющего гражданскую позицию, сформированную систему ценностей. В статье показано, что образование, если оно реализует воспитательную функцию, выступает в качестве инструмента формирования будущего.

К сожалению, приходится констатировать, что категория «образование» характеризуется не только избыточной полисемичностью, но и полным отсутствием структурно иерархизированной соотнесенности понятий, отражающих функциональную соподчиненность разных видов деятельности и сторон учебно-воспитательного процесса. И именно эта методологическая несостоятельность, к сожалению, проявилась даже в Законе об образовании РФ, где в ст. 2, как бы не замечая внутренней противоречивости, рядоположенно используются понятия «образование», «воспитание», «обучение» и «уровень образования»[footnote]1[/footnote].

1 «1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; 4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований».

И дело не в обязательности соблюдения в любом официальном документе требований формальной логики, а в той смысловой эклектичности, воплощаемой в широко известной и неоспариваемой фразе «образование и воспитание», сущностно разделяющей эти процессы. Образование и есть воспитание и не может не быть таковым. Оно изначально — хотим мы этого или не хотим, так или иначе, хорошо или плохо — образовывает и воспитывает человека.

Для Цитирования:
Турбовской Яков Семенович, Образование как уникальная возможность целенаправленного формирования будущего. Ученый совет. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: