К сожалению, приходится констатировать, что категория «образование» характеризуется не только избыточной полисемичностью, но и полным отсутствием структурно иерархизированной соотнесенности понятий, отражающих функциональную соподчиненность разных видов деятельности и сторон учебно-воспитательного процесса. И именно эта методологическая несостоятельность, к сожалению, проявилась даже в Законе об образовании РФ, где в ст. 2, как бы не замечая внутренней противоречивости, рядоположенно используются понятия «образование», «воспитание», «обучение» и «уровень образования»[footnote]1[/footnote].
1 «1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; 4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований».
И дело не в обязательности соблюдения в любом официальном документе требований формальной логики, а в той смысловой эклектичности, воплощаемой в широко известной и неоспариваемой фразе «образование и воспитание», сущностно разделяющей эти процессы. Образование и есть воспитание и не может не быть таковым. Оно изначально — хотим мы этого или не хотим, так или иначе, хорошо или плохо — образовывает и воспитывает человека.