По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017

Образование как стратегия «мягкой силы»: характеристики и возможности

Макаревич Эдуард Федорович профессор кафедры связей с общественностью Московского государственного лингвистического университета Россия, 119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, e-mail: edward.makarevich@mail.ru

В статье рассматриваются характеристики и возможности «мягкой силы», которые отражены в ее понятии и используются в глобальном мире. Возможности «мягкой силы» основываются на привлекательности ее ресурсов (материальной и духовной культуры, культуры жизни людей, политических идей и ценностей, системы образования), ее потенциала, который имеет свои измерения. Эта сила становится ключевым фактором информационной политики в условиях конкуренции стран и международных союзов.

Литература:

1. Всемирный индекс счастья в 2015 г. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — URL: http://gtmarket.ru/news/2015/04/24/7130 (дата обращения: 27.02.2017).

2. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на V Рождественских парламентских встречах. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4790140.html.

3. Иванова С. и др. $663 млрд за имидж // Ведомости. — 1 марта. — 2006.

4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т. 36.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — Т. 1. — Статья «К критике гегелевской философии права». — М.: Политиздат, 1955.

6. Най Дж. Антикризисная демократизация [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. — 10 августа. — 2006. — http://www.kommersant.ru/doc/696610 (дата обращения: 27.02.2017).

7. Паскуаль А. Эрнест Хемингуэй / Пер. с исп. — М.: АСТ, 2006.

8. Плисецкая М.Я. Майя Плисецкая. — М.: ОАО «Изд-во «Новости», 2004.

9. Рейтинг стран мира по уровню человеческого развития (2015). Рейтинг стран мира по уровню экономической свободы. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012–2013 [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — URL: http://gtmarket.ru/ratings/human-developmentindex/human-development-index-info (дата обращения: 27.02.2017).

10. Росс А. Дальше — шум. Слушая ХХ век / Алекс Росс; пер. с англ. М. Калужского и А. Гиндиной. — М.: Астрель, 2012.

11. Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. — New York, 2004.

В конце 1980-х годов Джозеф С. Най (младший), профессор Гарварда, провозгласил существование «мягкой силы» и теоретически обосновал это явление. И хотя «мягкая сила» существовала в течение многих веков, заслуга Дж. Ная в том, что он дал ей определение и стимулировал научное сообщество исследовать ее возможности и эффективность во влиянии на страны и народы в разные исторические периоды.

Если военная сила принуждает какую-либо сторону к миру угрозами и оружием, если экономическая сила убеждает и одновременно принуждает санкциями, налогами, пошлинами, то «мягкая сила» не принуждает, она привлекает ценностями, культурой, политическими идеями, историей, которые «подаются» мягко, увлекательно, посредством коммуникаций и публичной дипломатии, образов и мифов, ярких персонажей, вызывающих восхищение публики; посредством образа жизни, нового вещного мира, который предлагает страна-лидер. Поэтому Дж. Най говорит: «Большая часть американской “мягкой силы” была произведена Голливудом, Гарвардом, “Майкрософтом” и Майклом Джорданом» [11, р. 17].

«Мягкая сила» в трактовке Дж. Ная — это использование привлекательности материальной и духовной культуры, истории, политических идей, системы образования, которые в конечном счете эффективны во влиянии на политическую, интеллектуальную и художественную элиту общества, на массовую аудиторию как в своей стране, так и в странах, на которые пытается влиять страна, имеющая мощную «мягкую силу».

К предлагаемым им характеристикам «мягкой силы» относятся работа международных экспертов и советников, организаций гражданского общества, деятельность глобальных массовых коммуникаций, продвижение определенных установок и стандартов мышления, поведения и потребления, привлекательных прежде всего для молодого поколения.

В своем историческом развитии «мягкая сила» стала инструментом политических изменений, чему способствовали информационные технологии, которые стали с определенного периода средой обитания этой силы.

«Мягкая сила» незаметна в своем действии, в отличие от действия пропаганды. Если в прошлом «мягкой силой» управляла власть, то ныне в ее управлении участвуют и структуры гражданского общества, координируемые современными PR. Этот тип управления проистекает от особенностей содержания «мягкой силы». А содержание «мягкой силы» — это ее ресурсы и ее потенциал, которые определяют ее возможности.

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Федорович, Образование как стратегия «мягкой силы»: характеристики и возможности. Ученый совет. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: