По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 2: 314.17

Образование как способ связи поколений

Муравьев Виктор Викторович доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и педагогической антропологии ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский университет им. Питирима Сорокина» Россия, 167001, Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский просп., д. 55, E-mail: chylib@outlook.com

Первобытная эпоха и период формирования цивилизаций были временем осознания этапов возрастных изменений и формирования норм взаимодействия индивидов разного возраста. Инкультурация осуществлялась путем вовлечения новых поколений в различные виды деятельности. В эпоху цивилизации возникает образование. Для каждой стадии индивидуальной жизни были определены главные цели, содержание естественных этапов возрастных изменений наполнилось смыслом.

Литература:

1. Бань Гу. Обозрение законов / Бань Гу // Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. — Ч. 2 / Под ред. М.А. Коростовцева. — М.: Высшая школа, 1980.

2. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. — М.: Издание Московской патриархии, 1990. — 1376 с.

3. Дао дэ цзин // Древнекитайская философия: В 2 т. — Т. 1. — М.: ПринТ, 1994.

4. Джабала упанишада // Упанишады. — М.: «Восточная литература» РАН, 2000.

5. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / И. Кант. Соч.: В 6 т. — Т. 6. — М.: Мысль, 1966.

6. Котрелл Л. Во времена фараонов / Л. Котрелл. — М.: Наука, 1982. — 380 с.

7. Крюков М.С. Система родства китайцев / М.С. Крюков. — М.: Наука, 1972. — 328 с.

8. Лунь юй // Древнекитайская философия: В 2 т. — Т. 1. — М.: ПринТ, 1994.

9. Мо-цзы // Древнекитайская философия: В 2 т. — М.: ПринТ, 1994.

10. Хань Фэй-цзы // Древнекитайская философия: В 2 т. — М.: ПринТ, 1994.

По природным законам жизнь любого организма, в том числе и человеческого, имеет назначением поддержание существования вида. Общество есть органическое целое, сложная развивающаяся система, одним из признаков которой является воспроизводство собственных частей и элементов. Старшие поколения уходят из жизни, для их замещения порождаются новые. Способность к оставлению потомства приобретается по завершении периода индивидуального развития, характеризующегося ростом организма и развитием системы его функций. Репродуктивный потенциал и относительно стабильный уровень функционирования всех органических систем сохраняются в последующий период онтогенеза. За ним следует этап, когда репродуктивная способность утрачивается. Такова природная основа формирования возрастной структуры населения. Несмотря на то что в обществе издавна существует идеал вечной молодости, ничто пока не может остановить ход возрастных изменений или изменить последовательность возрастных стадий. Соответственно, в населении имеются три основные возрастные группы.

Каждая из этих групп обладает специфическими энергетическими возможностями, ресурсами власти, собственности, знаний, здоровья. В отношениях людей разного возраста существуют возможности конфликтов, эксплуатации, манипулирования, дискриминации и дезинформации. Взрослые способны бросать ненужных детей на произвол судьбы и не кормить немощных стариков. Пользуясь жизненным опытом, пожилые люди нередко объединяются в группы, стоящие у власти. И все же ясно, что, несмотря на противоречия, сотрудничество, взаимная помощь людей разного возраста имели место всегда. Без них, особенно без заботы взрослых о подрастающих поколениях, существование общества невозможно. Кант отмечал, что старшие поколения трудятся не для того, чтобы хорошо жить, а ради перехода последующих поколений на более высокую ступень продвижения к счастью [5, с. 10–11].

Врожденные программы выполняют существенную роль в поведении и развитии новорожденных. Подчиняясь инстинкту, ребенок сосет молоко. Он ищет мать и пытается следовать за ней, повинуясь ее запечатленному образу. Благодаря длительному периоду детства растягивается период обучения с помощью запечатлений, импринтингов. Человекообразные обезьяны становятся самостоятельными к трем-четырем годам и приобретают способность к размножению в 6–10 лет. Человек достигает половой зрелости в 12–14 лет, способность быть самостоятельным и иметь свою семью приходит еще позже. Путем запечатления дети, не применяя особых усилий, овладевают речью и на этой основе учатся использовать созданные прежними поколениями средства деятельности.

Для Цитирования:
Муравьев Виктор Викторович, Образование как способ связи поколений. Ученый совет. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: