В условиях современного развития общества и экономики можно отметить приоритетную значимость сферы образования. Залогом успешного развития государства и общества принято считать качественную и экономически эффективную систему образования, отвечающую требованиям времени. Зависимость между экономическим ростом и уровнем образования населения выявлена и доказана многими исследователями.
Образование как социальный институт является неотъемлемой частью общества и механизмом трансляции культуры, а его качество — основой культуры как таковой. Если связь между человеком и образованием не адекватна вызовам времени, то это приводит к упадку общества, распаду государства и культурной деградации. Это обстоятельство позволяет утверждать, что образование и национальная безопасность находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Анализируя взгляды ученых о месте и роли образования в обеспечении национальной безопасности, можно констатировать, что образование как гуманитарная сфера социальной практики, определяющая смысловые доминанты существования общества и каждой личности, утверждение духовно-моральных ценностей, культуры, коллективного разума народа призвано создавать условия для формирования, развития и оптимального функционирования социальных, духовных отношений, самореализации творческого, социального, духовного потенциала человека и общества.
Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который осуществляется в интересах личности, общества и государства. Основная задача образования заключается в формировании знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции для удовлетворения образовательных потребностей личности и социально-экономических потребностей общества и государства [6]. Важность роли образования в обеспечении национальной и экономической безопасности определяется во многих нормативно-правовых актах (таблица 1).
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» ставятся такие задачи, как повышение качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований. Стоит отметить, что они определяются как стратегические цели обеспечения национальной безопасности [9]. В «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» к одним из серьезных угроз экономической безопасности были отнесены угрозы, относящиеся к образовательной сфере, которые выражаются в снижении качества и доступности образования, недостаточном уровне квалификации, несоответствии компетенций рабочих кадров потребностям рынка труда и, как следствие, в снижении качества человеческого потенциала. В связи с этим, с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке, перед системой образования ставятся новые задачи, такие как интеграция образования и производственной деятельности, развитие системы непрерывного образования, актуализация квалификаций и компетентностей, практико-ориентированный подход к обучению и активное внедрение новых технологий [10].