По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.64 DOI:10.33920/nik-02-2409-01

Образование как фактор технологического суверенитета и национальной безопасности государства

Дадалко Василий Александрович доктор экономических наук, профессор, действительный член (академик) Академии военных наук Российской Федерации, профессор Высшей школы управления Российского университета дружбы народов, 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Эл. адрес: antikrizis1@bk.ru, Оrcid.org/ 0000-0001-5436-3286
Дадалко Светлана Викторовна кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента Международного университета «МИТСО» (г. Минск, Беларусь), 220099, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Казинца, д. 21, к. 3, Эл. адрес: svetarozedad@gmail.com, Оrcid.org/0000-0001-9606-118X

В статье представлены рациональные предложения по совершенствованию образования и формирования технологического суверенитета страны. Обозначены причины и особенности влияния качества образования на формирование национальной безопасности и определения направлений повышения научно-образовательного потенциала страны. Сформирован ряд выводов, которые указывают на приоритетное место сферы образования в обеспечении технологического суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в условиях инновационного развития и цифровой трансформации.

Литература:

1. Бельков О.А. Экономическое, социальное, региональное, внешнесредовое измерения государственного управления и национальной безопасности // Проблемы современного государственного управления в России: Труды научного семинара/ Под ред. В. И. Якунина. — М.: Научный эксперт, 2009. — С. 94.

2. Дадалко В.А. Инновационные модели обучения в современном образовании: справочные материалы. — М. Фонд ДПО «Совет», 2017. — 368 с.

3. Демченко С.В. Национальная безопасность и образовательная политика в современной России. — М.-Орел: Изд во ОРАГС, 2008. — 72 с.

4. Национальный проект «Наука и Университеты» [Электронный ресурс] URL: https/ifz.ru/nauka/nac-project?ysclid=lzlkza5xwu873337938/ (дата обращения 24.06.2024).

5. Нестеров В.В. Образование и национальная безопасность // Армия и общество. — 2009. — № 2. — С.31–35.

6. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d96 96ee0c3ee7a/ (дата обращения 24.06.2024).

7. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c6692 8fa27e527/ (дата обращения 24.06.2024).

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_87685/ (дата обращения 24.06.2024).

9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 91669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения 24.06.2024).

10. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения 24.06.2024).

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 22.06.2024). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71848426/?ysclid= lzlev3m2gm295818303 (дата обращения 24.06.2024).

12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 2.07.2021 г. N 400. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/401425792/?ysclid=lzlf2psxvi814747708 (дата обращения 24.06.2024).

13. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/fi les/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bv R7M0.pdf (дата обращения 24.06.2024).

14. Развитие образования: государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения 24.06.2024).

15. Россия пропустила пятый технологический уклад и должна перескочить на шестой // Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/ technology/news/2013/11/15/rogozin-rossiya-profukala-pyatyj-tehnologicheskijuklad-i (дата обращения 24.06.2024).

16. Слепак К.Б. Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2014. — №1 (85) — С. 22–29.

17. Cулакшин С.С. Национальная безопасность страны и качество образования // Центр Сулакшина. [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/docconf/ natsionalnaja-bezopasnost-strany-i-kachestvo-obrazovanija (дата обращения 24.06.2024).

18. Щеглов П.Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов / П.Е. Щеглов, Н.Ш. Никитина // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — № 1(24). — С. 46–59.

1. Belkov O.A. Economic, social, regional, external environmental dimensions of public administration and national security // Problems of modern public administration in Russia: Proceedings of the scientifi c seminar / Ed. V. I. Yakunin. — M .: Scientifi c expert, 2009. — P. 94.

2. Dadalko V.A. Innovative models of training in modern education: reference materials. — M. Fund DPO "Sovet", 2017. — 368 p.

3. Demchenko S.V. National security and educational policy in modern Russia. — M.Orel: Publishing house ORAGS, 2008. — 72 p.

4. National Project "Science and Universities" [Electronic resource] URL: https/ifz.ru/ nauka/nac-project?ysclid=lzlkza5xwu873337938/ (date of access 06/24/2024).

5. Nesterov V.V. Education and National Security // Army and Society. — 2009. — No. 2. — P. 31–35.

6. On Education in the Russian Federation: Federal Law of 12/29/2012 No. 273-FZ // SPS "ConsultantPlus". [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (date of access 06/24/2024).

7. Concepts of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020: Order of the Government of the Russian Federation of 11/17/2008 No. 1662-r // SPS "ConsultantPlus". [Electronic resource]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c6692 8fa27e527/ (date of access 06/24/2024).

8. On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020 [Electronic resource]: Decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2009 No. 537 // SPS "ConsultantPlus". [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_87685/ (date of access 24.06.2024).

9. On the National Security Strategy of the Russian Federation [Electronic resource]: Decree of the President of the Russian Federation of 31.12.2015 No. 683 // SPS "ConsultantPlus". [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (date of access 06/24/2024).

10. On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030. Decree of the President of the Russian Federation of 05/13/2017 No.

208. [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (date of access 06/24/2024).

11. On approval of the state program of the Russian Federation "Education Development": RF Government Resolution of 12/26/2017 No. 1642 (as amended on 06/22/2024). [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/71848426/?ysclid=lzlev 3m2gm295818303 (accessed on 24.06.2024).

12. On the National Security Strategy of the Russian Federation": Decree of the President of the Russian Federation of 2.07.2021 No. 400. [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/401425792/?ysclid=lzlf2psxvi814747708 (accessed on 24.06.2024).

13. The Digital Economy of the Russian Federation Program: Order of the Government of the Russian Federation of 28.07.2017 No. 1632-r. [Electronic resource]. URL: http:// static.government.ru/media/fi les/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (date of access 24.06.2024).

14. Development of education: state program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013–2020. [Electronic resource]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409 (date of access 24.06.2024).

15. Russia missed the fi fth technological order and must jump to the sixth // Vedomosti. [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/ news/2013/11/15/rogozin-rossiya-profukala-pyatyj-tehnologicheskij-uklad-i (date of access 24.06.2024).

16. Slepak K.B. Scientifi c and educational potential as a factor of national security // Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics. — 2014. — No. 1 (85) — P. 22–29.

17. Sulakhshin S.S. National security of the country and the quality of education // Sulakhshin Center. [Electronic resource]. URL: http://rusrand.ru/docconf/natsionalnajabezopasnost-strany-i-kachestvo-obrazovanija (date of access 24.06.2024).

18. Shcheglov P.E. Quality of higher education. Risks in training specialists / P.E. Shcheglov, N.Sh. Nikitina // University management: practice and analysis. — 2003. — No. 1 (24). — P. 46–59.

В условиях современного развития общества и экономики можно отметить приоритетную значимость сферы образования. Залогом успешного развития государства и общества принято считать качественную и экономически эффективную систему образования, отвечающую требованиям времени. Зависимость между экономическим ростом и уровнем образования населения выявлена и доказана многими исследователями.

Образование как социальный институт является неотъемлемой частью общества и механизмом трансляции культуры, а его качество — основой культуры как таковой. Если связь между человеком и образованием не адекватна вызовам времени, то это приводит к упадку общества, распаду государства и культурной деградации. Это обстоятельство позволяет утверждать, что образование и национальная безопасность находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Анализируя взгляды ученых о месте и роли образования в обеспечении национальной безопасности, можно констатировать, что образование как гуманитарная сфера социальной практики, определяющая смысловые доминанты существования общества и каждой личности, утверждение духовно-моральных ценностей, культуры, коллективного разума народа призвано создавать условия для формирования, развития и оптимального функционирования социальных, духовных отношений, самореализации творческого, социального, духовного потенциала человека и общества.

Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который осуществляется в интересах личности, общества и государства. Основная задача образования заключается в формировании знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции для удовлетворения образовательных потребностей личности и социально-экономических потребностей общества и государства [6]. Важность роли образования в обеспечении национальной и экономической безопасности определяется во многих нормативно-правовых актах (таблица 1).

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» ставятся такие задачи, как повышение качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований. Стоит отметить, что они определяются как стратегические цели обеспечения национальной безопасности [9]. В «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» к одним из серьезных угроз экономической безопасности были отнесены угрозы, относящиеся к образовательной сфере, которые выражаются в снижении качества и доступности образования, недостаточном уровне квалификации, несоответствии компетенций рабочих кадров потребностям рынка труда и, как следствие, в снижении качества человеческого потенциала. В связи с этим, с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке, перед системой образования ставятся новые задачи, такие как интеграция образования и производственной деятельности, развитие системы непрерывного образования, актуализация квалификаций и компетентностей, практико-ориентированный подход к обучению и активное внедрение новых технологий [10].

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Дадалко Светлана Викторовна, Образование как фактор технологического суверенитета и национальной безопасности государства. Ученый совет. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: